Право каждого на то, что положено
Согласно исламской экономической концепции, любые действия рассматриваются с точки зрения общественного блага, где личная выгода
является второстепенной. Вот основополагающие принципы:
- Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости и зависимости от вклада каждого члена общества в
производство общественного блага.
- Ислам поощряет желание человека работать и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также
узаконивает стремление к достижению материального благополучия.
- Справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог и благотворительность, т.е бедняки имеют право на
определенную часть состояния богатых, установленных в форме закята.
- Установление справедливой и своевременной оплаты труда и т.д.
Цели распределения блага согласно Исламу. Если рассмотреть предписания Священного Корана, то окажется, что система распределения блага
(богатства), созданная Исламом, преследует три цели. Рассмотрим их.
Установление практической системы хозяйствования.
Первой целью распределения богатства является то, что оно должно стать средством установления в мире естественной системы хозяйствования,
которая без каких-либо принуждений позволяет каждому заниматься делом, соответственно своим возможностям, по своему усмотрению и вкусу, и эта
деятельность должна быть плодотворной, здоровой и полезной. Она возможна при установлении здоровых отношений между нанимателем и рабочим с
должным учетом спроса и предложения. «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают».
Предоставление каждому того, что ему положено.
В западных экономических системах есть только один способ получения права на богатство – это непосредственное участие в производственном
процессе. Основным же принципом Ислама в этом вопросе является то, что богатство является собственностью Самого Всевышнего, и Он один может
устанавливать правила, как его использовать. Таким образом, согласно исламской точке зрения – не только те, кто непосредственно участвовал в
производстве материальных благ, но и те, кому по велению Аллаhа нужно его получить, являются законными пайщиками. Значит, бедные, беспомощные,нуждающиеся и обездоленные – все они также имеют право на богатство. Ибо Аллаh вменил в обязанность всем производителям богатства, среди которых оно в первую очередь распределяется, передавать часть его перечисленным лицам. И Священный Коран совершенно точно указывает, что, поступая таким образом, богатые не благодетельствуют бедным, а только выполняют свою обязанность, ибо бедные и беспомощные имеют право на долю богатства: «…которые выделяют известную долю своего имущества …. для просящих и обездоленных …».
Устранение концепции богатства.
Третья цель распределения богатства, которую Ислам считает очень важной, заключается в том, что богатство не должно концентрироваться в одних
руках. Ислам запрещает отдельным лицам или группам лиц монополизировать первичные источники богатства, а дает каждому члену общества равные
права для их использования. Полезные ископаемые, леса, охота, реки моря и т.д. – все это первичные источники богатства. Однако, следует отметить,
что все это является собственностью Всевышнего, а человек является лишь временным управляющим того имущества, что даровал Аллаh, Который
передал их во временное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих
поколений. Исламская экономическая концепция запрещает концентрацию богатства в одних руках.
«Добыча, которую Аллаh вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаhу, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и
путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь
Аллаhа, ведь Аллаh суров в наказании». В случае, если требуется человеческое вмешательство в производство богатства, и человек создает его, вкладывая свои средства и труд, Ислам признает право этого человека на созданное богатство. Несмотря на социальные различия, признаваемые Исламом, он устанавливает определенные границы в накоплении богатства, которое не должно сосредотачиваться лишь у немногих. Первая из целей распределения богатства отличает исламское хозяйство от социализма, третья от капитализма, а вторая от того и другого одновременно.
В следующей главе мы подробнее рассмотрим эти различия.
(Продолжение следует)
является второстепенной. Вот основополагающие принципы:
- Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости и зависимости от вклада каждого члена общества в
производство общественного блага.
- Ислам поощряет желание человека работать и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также
узаконивает стремление к достижению материального благополучия.
- Справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог и благотворительность, т.е бедняки имеют право на
определенную часть состояния богатых, установленных в форме закята.
- Установление справедливой и своевременной оплаты труда и т.д.
Цели распределения блага согласно Исламу. Если рассмотреть предписания Священного Корана, то окажется, что система распределения блага
(богатства), созданная Исламом, преследует три цели. Рассмотрим их.
Установление практической системы хозяйствования.
Первой целью распределения богатства является то, что оно должно стать средством установления в мире естественной системы хозяйствования,
которая без каких-либо принуждений позволяет каждому заниматься делом, соответственно своим возможностям, по своему усмотрению и вкусу, и эта
деятельность должна быть плодотворной, здоровой и полезной. Она возможна при установлении здоровых отношений между нанимателем и рабочим с
должным учетом спроса и предложения. «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают».
Предоставление каждому того, что ему положено.
В западных экономических системах есть только один способ получения права на богатство – это непосредственное участие в производственном
процессе. Основным же принципом Ислама в этом вопросе является то, что богатство является собственностью Самого Всевышнего, и Он один может
устанавливать правила, как его использовать. Таким образом, согласно исламской точке зрения – не только те, кто непосредственно участвовал в
производстве материальных благ, но и те, кому по велению Аллаhа нужно его получить, являются законными пайщиками. Значит, бедные, беспомощные,нуждающиеся и обездоленные – все они также имеют право на богатство. Ибо Аллаh вменил в обязанность всем производителям богатства, среди которых оно в первую очередь распределяется, передавать часть его перечисленным лицам. И Священный Коран совершенно точно указывает, что, поступая таким образом, богатые не благодетельствуют бедным, а только выполняют свою обязанность, ибо бедные и беспомощные имеют право на долю богатства: «…которые выделяют известную долю своего имущества …. для просящих и обездоленных …».
Устранение концепции богатства.
Третья цель распределения богатства, которую Ислам считает очень важной, заключается в том, что богатство не должно концентрироваться в одних
руках. Ислам запрещает отдельным лицам или группам лиц монополизировать первичные источники богатства, а дает каждому члену общества равные
права для их использования. Полезные ископаемые, леса, охота, реки моря и т.д. – все это первичные источники богатства. Однако, следует отметить,
что все это является собственностью Всевышнего, а человек является лишь временным управляющим того имущества, что даровал Аллаh, Который
передал их во временное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих
поколений. Исламская экономическая концепция запрещает концентрацию богатства в одних руках.
«Добыча, которую Аллаh вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаhу, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и
путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь
Аллаhа, ведь Аллаh суров в наказании». В случае, если требуется человеческое вмешательство в производство богатства, и человек создает его, вкладывая свои средства и труд, Ислам признает право этого человека на созданное богатство. Несмотря на социальные различия, признаваемые Исламом, он устанавливает определенные границы в накоплении богатства, которое не должно сосредотачиваться лишь у немногих. Первая из целей распределения богатства отличает исламское хозяйство от социализма, третья от капитализма, а вторая от того и другого одновременно.
В следующей главе мы подробнее рассмотрим эти различия.
(Продолжение следует)