Распределение прибыли и право на богатство
(продолжение)
Капиталистический взгляд на распределение богатства.
В капиталистической системе распределение богатства можно свести к следующему: богатство должно распределяться только между теми, кто участвовал в его создании. Они в экономической теории называются факторами производства:
- Капитал – произведенные средства производства (т.е. предмет потребления, который уже подвергся одному процессу человеческого производства и снова используется как средство другого производственного процесса).
- Труд, те. любое человеческое умение.
- Земля, которая определяется как природные ресурсы (то, что используется как средства производства без предварительного использования в другом процессе производства).
- Предпринимательство – фактор, который осуществляет процесс организации производства.
- Информационный фактор – широкое применение информационно–компьютерных технологий.
В условиях капиталистического ведения хозяйства, богатство, созданное комплексно этими пятью факторами, распределяется следующим образом: одна доля отдается капиталу в виде процента, другая – труду в виде заработной платы, третья – земле в виде ренты, четвертая для предпринимателей в виде прибыли и пятая – информационному фактору. Социалистический взгляд на распределение богатства.
При социалистическом ведении хозяйства, капитал и земля не являются частной собственностью, считаясь национальной или коллективной. Таким образом, здесь не стоит вопрос о ренте. При социалистической системе в лице организации выступает само государство. Поэтому о прибыли здесь не может быть и речи – по крайней мере, теоретически. Тогда остается только два фактора, а именно труд и информационный фактор, и они имеют право на богатство в социалистической системе: труду – заработная плата, информационному фактору – плата за информацию. Исламский взгляд на распределение богатства.
Исламская система распределения богатства отличается и от капиталистической и от социалистической. С точки зрения Ислама две категории людей имеют право на богатство:
- Первичным правом обладают непосредственные участники его создания. Другими словами, «это факторы производства», участвовавшие в производственном процессе;
- Вторичном правом обладают те, которые непосредственно не участвовали в производственном процессе, но которых Аллаh сделал пайщиками. Обладатели первичного права на богатство.
Как указывалось, первичное право на богатство имеют факторы производства. Но их доля богатства не так четко определена, как при капиталистической системе хозяйствования. С исламской точки зрения выделяются четыре фактора производства вместо пяти:
- Капитал - т.е. те средства производства, которые не могут быть использованы в производственном процессе, пока не будут потреблены или не изменят свою форму, и которые не могут быть сданы внаем или аренду (ценные бумаги);
- Земля, т.е. те средства производства, которые так используются в производственном процессе, но их первозданная и внешняя форма остается неизменной, и которые могут быть сданы в наем или аренду (например, участки земли, дома, машины);
- Труд, т.е человеческое усилие – либо физическое, либо умственное. Это усилие включает также организацию работ и их планирование;
- Информационный фактор.
Какое бы богатство ни было создано сочетанием этих четырех факторов, оно будет распределено между ними следующим образом: одна часть отдается капиталу в виде прибыли (а не в форме процентов), другая – земле в виде ренты, третья – труду в виде заработной платы и четвертая – информационному фактору в виде платы за информацию. Обладатели вторичного права на богатство.
Для исламской теории распределения богатства характерна поддержка слабых членов общества и предоставление полезной работы тем, кто ее лишен. Ислам представляет список тех, кто имеет вторичное право на богатство.
Ранее уже указывалось, что богатство – собственность Всевышнего, что Он – истинный Творец всех благ, и именно Он наделил человека правом владения ими. Человек, безусловно, является хозяином вознаграждения, которое он получает за свои старания, но именно Аллаh, в Его милосердии, дает ему возможность осуществить свои стремления. Таким образом, человек не свободен полностью при пользовании собственностью, а ограничен предписаниями Аллаh. Человек обязан потратить свое достояние так, как велит ему Аллаh. Эта главная мысль автоматически ведет к другой категории: право на богатство, имеет тот человек, на кого Аллаh указал первичному хозяину. Ислам стремиться к тому, чтобы богатство было в широком обращении в обществе.
(Продолжение следует)
В капиталистической системе распределение богатства можно свести к следующему: богатство должно распределяться только между теми, кто участвовал в его создании. Они в экономической теории называются факторами производства:
- Капитал – произведенные средства производства (т.е. предмет потребления, который уже подвергся одному процессу человеческого производства и снова используется как средство другого производственного процесса).
- Труд, те. любое человеческое умение.
- Земля, которая определяется как природные ресурсы (то, что используется как средства производства без предварительного использования в другом процессе производства).
- Предпринимательство – фактор, который осуществляет процесс организации производства.
- Информационный фактор – широкое применение информационно–компьютерных технологий.
В условиях капиталистического ведения хозяйства, богатство, созданное комплексно этими пятью факторами, распределяется следующим образом: одна доля отдается капиталу в виде процента, другая – труду в виде заработной платы, третья – земле в виде ренты, четвертая для предпринимателей в виде прибыли и пятая – информационному фактору. Социалистический взгляд на распределение богатства.
При социалистическом ведении хозяйства, капитал и земля не являются частной собственностью, считаясь национальной или коллективной. Таким образом, здесь не стоит вопрос о ренте. При социалистической системе в лице организации выступает само государство. Поэтому о прибыли здесь не может быть и речи – по крайней мере, теоретически. Тогда остается только два фактора, а именно труд и информационный фактор, и они имеют право на богатство в социалистической системе: труду – заработная плата, информационному фактору – плата за информацию. Исламский взгляд на распределение богатства.
Исламская система распределения богатства отличается и от капиталистической и от социалистической. С точки зрения Ислама две категории людей имеют право на богатство:
- Первичным правом обладают непосредственные участники его создания. Другими словами, «это факторы производства», участвовавшие в производственном процессе;
- Вторичном правом обладают те, которые непосредственно не участвовали в производственном процессе, но которых Аллаh сделал пайщиками. Обладатели первичного права на богатство.
Как указывалось, первичное право на богатство имеют факторы производства. Но их доля богатства не так четко определена, как при капиталистической системе хозяйствования. С исламской точки зрения выделяются четыре фактора производства вместо пяти:
- Капитал - т.е. те средства производства, которые не могут быть использованы в производственном процессе, пока не будут потреблены или не изменят свою форму, и которые не могут быть сданы внаем или аренду (ценные бумаги);
- Земля, т.е. те средства производства, которые так используются в производственном процессе, но их первозданная и внешняя форма остается неизменной, и которые могут быть сданы в наем или аренду (например, участки земли, дома, машины);
- Труд, т.е человеческое усилие – либо физическое, либо умственное. Это усилие включает также организацию работ и их планирование;
- Информационный фактор.
Какое бы богатство ни было создано сочетанием этих четырех факторов, оно будет распределено между ними следующим образом: одна часть отдается капиталу в виде прибыли (а не в форме процентов), другая – земле в виде ренты, третья – труду в виде заработной платы и четвертая – информационному фактору в виде платы за информацию. Обладатели вторичного права на богатство.
Для исламской теории распределения богатства характерна поддержка слабых членов общества и предоставление полезной работы тем, кто ее лишен. Ислам представляет список тех, кто имеет вторичное право на богатство.
Ранее уже указывалось, что богатство – собственность Всевышнего, что Он – истинный Творец всех благ, и именно Он наделил человека правом владения ими. Человек, безусловно, является хозяином вознаграждения, которое он получает за свои старания, но именно Аллаh, в Его милосердии, дает ему возможность осуществить свои стремления. Таким образом, человек не свободен полностью при пользовании собственностью, а ограничен предписаниями Аллаh. Человек обязан потратить свое достояние так, как велит ему Аллаh. Эта главная мысль автоматически ведет к другой категории: право на богатство, имеет тот человек, на кого Аллаh указал первичному хозяину. Ислам стремиться к тому, чтобы богатство было в широком обращении в обществе.
(Продолжение следует)