Не пей много под елкой…

Не пей много под елкой…

С начала этого года, как известно, в России, после десятилетнего перерыва, начнет работать система специализированных ведомств – вытрезвителей. И если такие учреждения к концу прошлого года функционировали в двух десятках регионов (в частности, в Ижевске и Саранске, в Коми и Татарстане), то теперь, в соответствии с законом от 22 декабря, принятого Госдумой РФ, их сеть, как ожидается, будет развернута повсеместно. Новое положение предусматривает создание вытрезвителей на принципах государственно-частного партнерства.
Почему власти пошли на такой шаг? Вот статистика. Ежегодно из-за алкогольного опьянения в стране погибает более 50 тысяч человек, в том числе 10 тысяч - по причине переохлаждения вне жилища. На улице люди, находящиеся в беспомощном состоянии, нередко становятся жертвами всевозможных правонарушений. В 2018 году силами МВД было выявлено более миллиона граждан, находившихся в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. При этом, каждый пятый из них был не в состоянии передвигаться самостоятельно. И еще: количество преступлений, совершенных нетрезвыми правонарушителями, выросло за минувшее десятилетие с момента закрытия системы вытрезвителей почти на сорок процентов.
Планируется, что услуги вытрезвителей будут платными. Средняя стоимость пребывания в стенах учреждения обойдется клиенту примерно в полторы тысячи рублей. Точную таксу определят у себя регионы сами. Кстати, местные власти могут организовать и бесплатные вытрезвители. Счет за пользование услугами учреждения выставляется после окончательного протрезвления клиента. Если же у него не окажется нужной суммы, задержанного могут привлечь к общественным работам.
Немного из предыстории. В Российской империи первые вытрезвители открылись в 1902-1904 годах в Киеве, Саратове, Туле и Ярославле, пишет Иван Рещепий из «Русской семерки» («russian7.ru»). Через несколько лет «приюты для опьяневших» появились почти в каждом губернском центре. Основной их целью было спасение рабочих, напивающихся до бесчувственного состояния и замерзающих на улице. Содержались такие приюты за счёт государства. Причём, средства выделялись не только на размещение и медицинскую помощь пациентам. Их кормили, оставляли на несколько дней и развлекали. В вытрезвителях даже были организованы детские комнаты, где оставляли детей особо пьянствующих родителей, а бедных и плохо одетых гостей при выписке обеспечивали к тому же обувью и одеждой. Распространение сети вытрезвителей по стране объяснялось их полезностью. В одной только Туле в течение первого года работы приюта уличная смертность «от опоя» уменьшилась в 1,7 раза. Впрочем, после начала гражданской войны все учреждения в 1917 году пришлось закрыть. К тому моменту старое государство, которое обеспечивало их работу, уже не существовало, а у нового были совершенно другие заботы.
Первый советский вытрезвитель появился лишь в 1931 году в Ленинграде. Со временем подобные учреждения распространились по всему Союзу, однако считать их «приютами для опьяневших» теперь было нельзя. Если изначально учреждения действовали под управлением Народного комиссариата здравоохранения, то в 1940 году они были переподчинены Народному комиссариату внутренних дел. В результате пьяных с улиц начали подбирать не фельдшеры, а милицейские, и речь об оказании медицинской помощи не шла – задержанных по возможности приводили в чувство и только оставляли на ночь проспаться. После этого нарушителя порядка отпускали, предварительно выписав квитанцию об оплате услуг: тарифы в разных городах СССР различались и могли достигать 25-30 рублей.
Очень скоро пребывание в вытрезвителе стало не просто предметом для анекдотов, но и своего рода чёрной меткой – его воспринимали, в первую очередь, как наказание, а не помощь. Каждому задержанному по месту работы направлялось специальное уведомление «для оказания административного воздействия». Из-за такой справки человек мог подвергнуться общественному порицанию, лишиться премии и даже должности. Вероятно, именно поэтому меру, как направление в вытрезвитель, применяли очень избирательно. В специальном приказе МВД СССР «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители» от 30 мая 1985 года был прописан целый ряд категорий, к которым помещение в учреждение применялось лишь в крайнем случае. Например, находящихся в общественных местах в средней или тяжелой степени опьянения депутатов предписывалось передавать представителям местных Советов, военных – комендатуре, работников органов внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры – сотрудникам ведомств. А вот Героев Советского Союза или Социалистического Труда, а также лиц, награждённых орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трёх степеней, Славы трёх степеней, Трудовой Славы трёх степеней, и вовсе родственникам. Нельзя было доставлять в вытрезвитель иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Лишь в исключительных случаях допускалось помещение в учреждение несовершеннолетних в состоянии опьянения, когда было невозможно установить их личность для передачи родителям. Категорически запрещалось привозить «проспаться» лиц, которые подозревались в совершении преступления – таких отправляли сразу в дежурную часть. В остальном же в медвытрезвителях были рады всем, кто находился «на улицах, в скверах, парках, вокзалах, аэропортах и других общественных местах в пьяном виде (в средней или тяжелой степени опьянения), оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность».
В современной России после развала СССР вытрезвители продолжили действовать, и даже обсуждался вопрос возвращения их в подчинение Минздрава. Однако этого так и не произошло. Более того, юридически учреждения перестали существовать после указа от 1 января 2010 года президента РФ Дмитрия Медведева, когда он объявил недействительным приказ МВД СССР от 30 мая 1985 года. И к середине октября 2011 года все специализированные медицинские вытрезвители на территории страны были ликвидированы. После этого тех, кто находился в состоянии тяжёлого опьянения или алкогольной комы, стали доставлять в больницы - в токсикологические, реанимационные или терапевтические отделения. Причём обязанность по доставке и уходу легла на плечи медиков, и без того загруженных работой.
По некоторым оценкам, упразднение вытрезвителей негативно сказалось на ситуации в стране. Минусов было предостаточно: пьяные пациенты занимали койки в больницах, которые могли пригодится настоящим больным, медики тратили на доставку драгоценное время, не считая при этом нужным уделять таким «пассажирам» излишнее внимание. Кроме того, правоохранительные органы констатировали ухудшение общей криминогенной ситуации. Никто также не отвечал за жизнь пьяниц, которые попросту не получали необходимой помощи и вполне могли, к примеру, замёрзнуть на улице. Потому уже с 2011 года вытрезвители, хоть и в отсутствие правовых оснований, снова начали создаваться при больницах и поликлиниках по инициативе региональных властей. Но их предпочитали называть, например, «центрами детоксикации», финансировать нецелевым образом за счёт региональных бюджетов. В минувшем году подобные учреждения действовали, как уже писали выше, в двух десятках российских регионах. Негативные последствия упразднения вытрезвителей десять лет назад подтолкнули законодателей к восстановлению системы. Соответствующая депутатская инициатива поступила на рассмотрение Госдумы еще в 2019 году. На согласование документа понадобился ещё год, и в конце минувшего декабря закон был принят наконец-то в окончательном чтении. Параллельно также было разрешено полиции доставлять граждан в состоянии алкогольного опьянения в вытрезвители.