Исламская экономика - наука
«Ислам и экономическая модель» - так называется монография с авторским курсом лекций Артура НАСИБУЛЛОВА, преподавателя Российского исламского университета, которая планируется к печати летом этого года. Книга состоит из двух томов, тираж – тысяча экземпляров. Все средства от продажи пойдут на благие цели и являются верфной собственностью Фонда «Байтул Мал».
С согласия автора мы продолжаем публикацию на нашем портале книги «Ислам и экономическая модель».
Первая часть
С согласия автора мы продолжаем публикацию на нашем портале книги «Ислам и экономическая модель».
Первая часть
Религия, как известно, представляет собой мировоззрение и мироощущение, отражает поиски идеальной жизни, вбирает в себя как взгляд на мир, на истинные ценности, так и отправление религиозных обрядов.
В мире существует много религий, ценности и предписания которых в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом, их этические ориентиры в частной, а также в предпринимательской сфере. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздание, будь то вознаграждение или наказание в конце этого мироздания.
Три мировые религии: иудаизм, христианство и ислам едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность. Мусульманская и христианская цивилизации характеризуются признанием морали как системы нравственных норм, предписываемых соответствующими вероучениями. В исламском мире, например, источником всякого закона, в том числе и морального порядка, признается только Аллаh. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного следования закона Аллаhу – Шариату, которому будет посвящена отдельная глава в данном пособии.
Христианство и Ислам привнесли в общественное понимание идею наднационального монотеизма. Для этих религий нет избранных, любимых или нелюбимых народов. Все народы равны перед Богом, в отличие от этнического монотеизма евреев: согласно Писанию, евреи - избранники Божьи, а Израиль - страна избранного народа.
Было бы неверно говорить об исламской экономике, как об отдельном экономическом учении, и рассматривать ее без взаимосвязи с историческим развитием цивилизации и отдельных экономических школ, в частности. Это не изолированная система с идеализированными понятиями. Это экономическая система со своей характерной методологией и инструментарием.
Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку Пророков. И потому она, как наука, является плодом трудов мусульманских ученых. Но, как известно, многие запреты и ограничения в экономической деятельности можно найти не только в Коране и Сунне, но и в Библии. Почему же все-таки именно мусульмане, а не представители других религий - христиане или иудеи - сформулировали соответствующую систему взглядов?
Вряд ли можно признать вполне удовлетворительным объяснение Р. Вилсона, считающего, что в Коране больше внимания уделено экономическим вопросам, чем в Библии и Торе. Вернер Зомбарт полагал, что адекватными носителями капиталистического духа являются представители иудейской религии, а последователи Макса Вебера считали, что развитию капитализма в наибольшей степени способствовал протестантизм.
Причина возникновения исламской экономики как науки заключается в том, что в отличие от Ислама христианство и иудаизм (пусть и в меньшей степени, чем христианство) никогда не влияли столь масштабно на образ жизни их последователей. Отношения человека с Богом в христианстве ограничиваются стенами церкви. Вне этих стен прихожанин волен вести светский образ жизни без оглядки на религиозные запреты, в том числе и в экономической сфере. То же самое произошло и в иудаизме. В идеале все иудеи обязаны изучать Тору. Но если у человека нет такой возможности, то ему необходимо материально помогать тем, кто посвятил себя этому важному занятию. Происходит делегирование полномочий определенной группе людей, которым необходимо оказывать поддержку за их богоугодную деятельность.
В христианстве первые экономисты также были из среды богословов, но в новое время экономические исследования оказались в руках светских ученых. В исламе данный процесс начался гораздо раньше. Ученый-энциклопедист, основатель социологии Ибн Халдун был, по сути, светским (насколько можно быть светским в средневековом сообществе) ученым. Доктор А. Р. Юсри Ахмед приводит доводы о результативности изысканий исламского экономического учения, отвечающего всем требованиям научной дисциплины. Конкретизируя эти доводы, он обращает наше внимание на актуальность исследуемых этими учеными тем и глубины их познаний в этих вопросах: «Они (т.е. ученые – уточнение автора статьи) также способствовали прояснению других экономических и несвязанных с экономикой проблем. Например, арабский писатель и экономист Абу Юсуф (113-182) занимался изучением причин повышения цен, перед тем как дать правителю необходимый совет относительно ценовой политики. Арабский ученый Аль-Газали (451-505) перед тем как раскрыть все преимущественные стороны использования денег и охарактеризовать их основные функции, подробно описал все возможные проблемы, связанные с бартерным обменом. Поняв, что наиболее важной функцией денег является их способность к обращению и платежу, Аль-Газали поддерживает позицию, запрещающую чрезмерное накопление денежных средств.
Рассмотренные примеры указывают на то, что раннее возникновение исламской экономики как науки было основано не только на понимании сути экономических проблем в рамках их юридического контекста, но и на умственных усилиях, направленных на поиски причин возникновения этих проблем, их последствий, а также для установления правил, способствующих их разрешению».
В исламской экономике иджтихад (общее название для всех видов деятельности ученого-богослова при изучении и решении правовых и религиозных вопросов, а также система принципов, аргументов, методов и приемов, которые он использует в ходе исследования) достиг своей вершины в 7-8-х веках по Хиджре (14-15-ые грегорианские столетия). В этот период выдающиеся арабские ученые Абдурахман ибн Хальдун (1332-1466) и Таки Альдин Аль-Макризи (1364-1416) подробно изучили и охарактеризовали некоторые экономические явления в рамках их исторического и социального контекста.
Абдурахман ибн Хальдун разработал определенные правила, объясняющие, каким образом природа экономических проблем может изменяться, проходя через разные ступени развития общества, и проанализировал основные причины, которые влияют на рост населения и производства, учитывая при этом моральные и духовные ценности Шариата. Аль-Макризи предложил на рассмотрение свою трактовку гиперинфляции, наблюдаемую им в Египте, путем описания основных причин и следствий, вытекающих из исторических и текущих событий. По истечении этого периода научные исследования исламских ученых в сфере экономики в течение нескольких столетий находились в состоянии застоя, что подтверждается незначительными успехами в этой области.
Отмеченные выше факты, несмотря на удручающий период застоя исследований в данной сфере, доказательство того, что исламская экономика имеет право называться научной дисциплиной. Достойным аргументом в пользу данного мнения могут служить многочисленные исследования и научные труды целой плеяды наших с вами современников - исламских экономистов и исследователей по различным направлениям современных экономических дисциплин, совместимых с Шариатом.
(Продолжение следует)
В мире существует много религий, ценности и предписания которых в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом, их этические ориентиры в частной, а также в предпринимательской сфере. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздание, будь то вознаграждение или наказание в конце этого мироздания.
Три мировые религии: иудаизм, христианство и ислам едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность. Мусульманская и христианская цивилизации характеризуются признанием морали как системы нравственных норм, предписываемых соответствующими вероучениями. В исламском мире, например, источником всякого закона, в том числе и морального порядка, признается только Аллаh. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного следования закона Аллаhу – Шариату, которому будет посвящена отдельная глава в данном пособии.
Христианство и Ислам привнесли в общественное понимание идею наднационального монотеизма. Для этих религий нет избранных, любимых или нелюбимых народов. Все народы равны перед Богом, в отличие от этнического монотеизма евреев: согласно Писанию, евреи - избранники Божьи, а Израиль - страна избранного народа.
Было бы неверно говорить об исламской экономике, как об отдельном экономическом учении, и рассматривать ее без взаимосвязи с историческим развитием цивилизации и отдельных экономических школ, в частности. Это не изолированная система с идеализированными понятиями. Это экономическая система со своей характерной методологией и инструментарием.
Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку Пророков. И потому она, как наука, является плодом трудов мусульманских ученых. Но, как известно, многие запреты и ограничения в экономической деятельности можно найти не только в Коране и Сунне, но и в Библии. Почему же все-таки именно мусульмане, а не представители других религий - христиане или иудеи - сформулировали соответствующую систему взглядов?
Вряд ли можно признать вполне удовлетворительным объяснение Р. Вилсона, считающего, что в Коране больше внимания уделено экономическим вопросам, чем в Библии и Торе. Вернер Зомбарт полагал, что адекватными носителями капиталистического духа являются представители иудейской религии, а последователи Макса Вебера считали, что развитию капитализма в наибольшей степени способствовал протестантизм.
Причина возникновения исламской экономики как науки заключается в том, что в отличие от Ислама христианство и иудаизм (пусть и в меньшей степени, чем христианство) никогда не влияли столь масштабно на образ жизни их последователей. Отношения человека с Богом в христианстве ограничиваются стенами церкви. Вне этих стен прихожанин волен вести светский образ жизни без оглядки на религиозные запреты, в том числе и в экономической сфере. То же самое произошло и в иудаизме. В идеале все иудеи обязаны изучать Тору. Но если у человека нет такой возможности, то ему необходимо материально помогать тем, кто посвятил себя этому важному занятию. Происходит делегирование полномочий определенной группе людей, которым необходимо оказывать поддержку за их богоугодную деятельность.
В христианстве первые экономисты также были из среды богословов, но в новое время экономические исследования оказались в руках светских ученых. В исламе данный процесс начался гораздо раньше. Ученый-энциклопедист, основатель социологии Ибн Халдун был, по сути, светским (насколько можно быть светским в средневековом сообществе) ученым. Доктор А. Р. Юсри Ахмед приводит доводы о результативности изысканий исламского экономического учения, отвечающего всем требованиям научной дисциплины. Конкретизируя эти доводы, он обращает наше внимание на актуальность исследуемых этими учеными тем и глубины их познаний в этих вопросах: «Они (т.е. ученые – уточнение автора статьи) также способствовали прояснению других экономических и несвязанных с экономикой проблем. Например, арабский писатель и экономист Абу Юсуф (113-182) занимался изучением причин повышения цен, перед тем как дать правителю необходимый совет относительно ценовой политики. Арабский ученый Аль-Газали (451-505) перед тем как раскрыть все преимущественные стороны использования денег и охарактеризовать их основные функции, подробно описал все возможные проблемы, связанные с бартерным обменом. Поняв, что наиболее важной функцией денег является их способность к обращению и платежу, Аль-Газали поддерживает позицию, запрещающую чрезмерное накопление денежных средств.
Рассмотренные примеры указывают на то, что раннее возникновение исламской экономики как науки было основано не только на понимании сути экономических проблем в рамках их юридического контекста, но и на умственных усилиях, направленных на поиски причин возникновения этих проблем, их последствий, а также для установления правил, способствующих их разрешению».
В исламской экономике иджтихад (общее название для всех видов деятельности ученого-богослова при изучении и решении правовых и религиозных вопросов, а также система принципов, аргументов, методов и приемов, которые он использует в ходе исследования) достиг своей вершины в 7-8-х веках по Хиджре (14-15-ые грегорианские столетия). В этот период выдающиеся арабские ученые Абдурахман ибн Хальдун (1332-1466) и Таки Альдин Аль-Макризи (1364-1416) подробно изучили и охарактеризовали некоторые экономические явления в рамках их исторического и социального контекста.
Абдурахман ибн Хальдун разработал определенные правила, объясняющие, каким образом природа экономических проблем может изменяться, проходя через разные ступени развития общества, и проанализировал основные причины, которые влияют на рост населения и производства, учитывая при этом моральные и духовные ценности Шариата. Аль-Макризи предложил на рассмотрение свою трактовку гиперинфляции, наблюдаемую им в Египте, путем описания основных причин и следствий, вытекающих из исторических и текущих событий. По истечении этого периода научные исследования исламских ученых в сфере экономики в течение нескольких столетий находились в состоянии застоя, что подтверждается незначительными успехами в этой области.
Отмеченные выше факты, несмотря на удручающий период застоя исследований в данной сфере, доказательство того, что исламская экономика имеет право называться научной дисциплиной. Достойным аргументом в пользу данного мнения могут служить многочисленные исследования и научные труды целой плеяды наших с вами современников - исламских экономистов и исследователей по различным направлениям современных экономических дисциплин, совместимых с Шариатом.
(Продолжение следует)
С уважением, Артур НАСИБУЛЛОВ