Возможен ли ренессанс журналистики?
Четверть века назад ООН учредил Всемирный день телевидения. Ноябрьский день, конечно, не стал «красной датой» календаря, по этому поводу сдвигают бокалы лишь представители профессии. Но праздник, тем не менее, по своей сути – народный. Особенно у нас: ведь страна, которую когда-то называли самой читающей в мире, ныне одна из самых преданных магии зомби-ящика. В чем парадокс, до сих пор не могут объяснить даже матерые психологи…
Телевидение – штука, должен заметить, заразная. Тот, кто хоть однажды каким-то боком поучаствовал в создании небольшого сюжета или, тем более, на съемках полновесной передачи, знает: процесс чертовски увлекательный! При этом поднимаемая тема может быть скучна большинству, даже самим телевизионщикам. И такое случается. Но вот сама аура съемок, которую мы называем профессиональной кухней, не может оставить безучастным того, кто однажды выбрал для себя это ремесло…
Считаю, что мне повезло в жизни со счастливым билетом, по меньшей мере, трижды. Первый раз в далеком 76-ом, когда неожиданно для себя определился с профессией на все последующие годы. Тогда сработала философия отцов-преподавателей Уральского университета: журналистами не рождаются, их делают, как бы это цинично не прозвучало, из подходящего полуфабриката. А таковыми на тот момент были мы – ребята, отслужившие срочную службу в армии, имевшие до призыва фабрично-заводскую закалку. И девчата, познавшие после десятилетки на себе, что это такое - серые будни районных газет. Словом, добротный человеческий материал, сделавший выбор в пользу ремесла не только из романтических побуждений.
Странное дело, ни одна другая профессия не вызывает в последнее время такого количества спорных суждений о себе, как наше ремесло. К примеру, Владимир Познер уверяет, что в сегодняшней России нет журналистики, и появится, возможно, она не скоро. По мнению мэтра, в стране для того должен измениться национальный менталитет, в целом взгляды общества на происходящее. А подобное, считает Познер, невозможным при жизни лишь одного или двух поколений. Пессимизм в отношении нашей профессии высказал как-то на встрече со студентами Дальневосточного университета писатель, актер и режиссер Евгений Гришковец. Мало того, он посоветовал будущим мастерам пера и слова уже сегодня подумать о других, более востребованных ремеслах. И подумалось: если уж такие страсти кипят в спорах о журналистике, может действительно она чего-то стоит?
…Для отечественного телевидения и газет ренессанс, считаю, все же - вещь возможная. Правда, приход в нее свежей составляющей, не станет, полагаю, столь массовым, как в наше время - время романтиков, детей страны с выверенной марксистской идеологией. Да, появятся завтра в нашей профессии хорошие технари, умеющие выстраивать материал по требуемым лекалам – вначале информационный повод, завязка, далее суть и финальный вывод. Меньше будет, боюсь, в большинстве случаев в ремесле лишь души. Скажем, личностного отношения к поднимаемой теме, присущего той же публицистике. В нас-то умение сопереживать увиденному и услышанному вложили прочитанные в юности книги, не модные у нынешней молодежи, да пафос советской идеологии. Возможно, авторское начало у нашей смены и проявится со временем, когда молодые ремесленники достигнут возраста, скажем, циников или, наоборот, лириков. Но это, как говорится, процесс сугубо индивидуальный…
Азамат САИТОВ,
шеф-редактор уфимского представительства
Телевидение – штука, должен заметить, заразная. Тот, кто хоть однажды каким-то боком поучаствовал в создании небольшого сюжета или, тем более, на съемках полновесной передачи, знает: процесс чертовски увлекательный! При этом поднимаемая тема может быть скучна большинству, даже самим телевизионщикам. И такое случается. Но вот сама аура съемок, которую мы называем профессиональной кухней, не может оставить безучастным того, кто однажды выбрал для себя это ремесло…
Считаю, что мне повезло в жизни со счастливым билетом, по меньшей мере, трижды. Первый раз в далеком 76-ом, когда неожиданно для себя определился с профессией на все последующие годы. Тогда сработала философия отцов-преподавателей Уральского университета: журналистами не рождаются, их делают, как бы это цинично не прозвучало, из подходящего полуфабриката. А таковыми на тот момент были мы – ребята, отслужившие срочную службу в армии, имевшие до призыва фабрично-заводскую закалку. И девчата, познавшие после десятилетки на себе, что это такое - серые будни районных газет. Словом, добротный человеческий материал, сделавший выбор в пользу ремесла не только из романтических побуждений.
Странное дело, ни одна другая профессия не вызывает в последнее время такого количества спорных суждений о себе, как наше ремесло. К примеру, Владимир Познер уверяет, что в сегодняшней России нет журналистики, и появится, возможно, она не скоро. По мнению мэтра, в стране для того должен измениться национальный менталитет, в целом взгляды общества на происходящее. А подобное, считает Познер, невозможным при жизни лишь одного или двух поколений. Пессимизм в отношении нашей профессии высказал как-то на встрече со студентами Дальневосточного университета писатель, актер и режиссер Евгений Гришковец. Мало того, он посоветовал будущим мастерам пера и слова уже сегодня подумать о других, более востребованных ремеслах. И подумалось: если уж такие страсти кипят в спорах о журналистике, может действительно она чего-то стоит?
…Для отечественного телевидения и газет ренессанс, считаю, все же - вещь возможная. Правда, приход в нее свежей составляющей, не станет, полагаю, столь массовым, как в наше время - время романтиков, детей страны с выверенной марксистской идеологией. Да, появятся завтра в нашей профессии хорошие технари, умеющие выстраивать материал по требуемым лекалам – вначале информационный повод, завязка, далее суть и финальный вывод. Меньше будет, боюсь, в большинстве случаев в ремесле лишь души. Скажем, личностного отношения к поднимаемой теме, присущего той же публицистике. В нас-то умение сопереживать увиденному и услышанному вложили прочитанные в юности книги, не модные у нынешней молодежи, да пафос советской идеологии. Возможно, авторское начало у нашей смены и проявится со временем, когда молодые ремесленники достигнут возраста, скажем, циников или, наоборот, лириков. Но это, как говорится, процесс сугубо индивидуальный…
Азамат САИТОВ,
шеф-редактор уфимского представительства