Послесловие к Хафизитдиновским чтениям
- Мы видим, как разделился мир, как враждебны к России страны Запада. Но в то же время видим, что исламский мир, Китай отнеслись к нам без осуждения военной операции на Украине по искоренению фашизма. А это значит, что есть понимание наших целей!», - такими словами по видеосвязи напутствовал Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России, шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин участников третьих Хафизитдиновских чтений, которые прошли в Йошкар-Оле.
Нынешняя межрегиональная научно-практическая конференция была посвящена 1100-летию официального принятия ислама в Волжской Булгарии. Открывая Хафизитдиновские чтения, председатель духовного управления мусульман Республики Марий Эл муфтий Фанус-хазрат Салимгареев отметил, что дата в этом году отмечается на государственном уровне по григорианскому (солнечному) календарю. Примечательно, что юбилей события уже проводился в нашей стране в 1989 году, но тогда по мусульманскому (лунному) календарю.
Выступая в приветственной части конференции вице-спикер парламента Марий Эл, директор регионального НИИ языка, литературы и истории Евгений Кузьмин отметил, что народы республики жили всегда мирно, сохраняя свою этническую и религиозную идентичность. «Мы не превратились в «плавильный котел» по типу США или Австралии», - сказал парламентарий. - В нашей стране поддерживается сохранение национальных культур каждого народа».
От имени мусульман Пермского края к участникам обратился председатель регионального ДУМ муфтий Анвар-хазрат Аблаев. Он рассказал, что в крае сегодня функционирует 112 мусульманских общин, строится главная соборная мечеть региона. Анвар-хазрат поделился опытом деятельности возглавляемого им муфтията, его роли в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, предотвращении конфликтов и опыте взаимодействия религии и государства. Мусульманская умма Пермского края многонациональна, в мечетях проводятся тематические проповеди по сохранению межнационального и межрелигиозного согласия. Особую роль в этом играют регулярные курсы повышения квалификации для имамов в местном мусульманском колледже, у управления сложились тесные взаимоотношения с национальными общинами. Ежегодно в Перми проводится крупный форум «Мусульманский мир», на котором проводятся конференции и «круглые столы» на актуальные темы.
- Я не могу не воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что в нашей стране существует прекрасный мир между народами, - сказал в своем приветственном выступлении председатель ДУМ Астраханского края, муфтий Рауф-хазрат Джантасов. В регионе функционирует 75 мусульманских общин (74 – суннитские, 1 – шиитская) и все они входят в структуру управления. Мусульманское духовенство многонационально, имамы разных национальностей они работают вместе, без конфликтов.
Председатель региональной национально-культурной автономии татар Республики Марий Эл Амир Шакиров не только рассказал об опыте взаимодействия структуры в регионе, но и презентовал участникам Хафизитдиновских чтений недавно вышедшую книгу «Мы – татары Марий Эл».
После вступительной части конференция перешла непосредственно к научным докладам участников. С основным докладом на тему «1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии: из истории ислама в Марийском крае» выступил муфтий республики Фанус-хазрат Салимгареев. По его словам, несмотря на то, что в этом году проводится празднование юбилея официального принятия ислама в Среднем Поволжье, к моменту прибытия посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию в 922 году ислам был уже широко в ней распространен. Об этом сообщается в «Записках» Ахмада ибн-Фадлана, секретаря Багдадского посольства, который по приезду к булгарам обнаружил в их городах мечети и медресе. О более раннем распространении ислама в Среднем Поволжье, чем дата его официального принятия в 922 году, также указывают и исторические труды татарских богословов. Так, Таджетдин Ялчыгол в своей книге «Таварихи Булгария» («История Булгарии»), написанной в 1805 году, приводит историю о том, что в 9 веке хиджры к булгарам прибыли три сахаба (сподвижника пророка Мухаммеда) из Аравии, где встретились с булгарским ханом Айдаром. У последнего была парализована дочь Туйбика, которую не могли вылечить местные врачи. Сахабы сказали хану, что для излечения необходимо пропарить ее в бане свежим березовым веником. Поскольку дело было зимой, а найти березу с листьями не представлялось возможным, сахабы достали переданные им пророком Мухаммадом чалму, посох и чернильницу, вставили посох в чернильницу, один из сахабов надел чалму и помолился. После этого посох зацвел березовыми ветками, из которых и сделали веник. Так дочь хана была излечена. Увидевший это чудо булгарский правитель принял ислам, а за ним последовали подданные. Через некоторое время двое сахабов вернулись обратно в Медину, а третий женился на дочери хана. Эта легенда о приходе сахабов к булгарам и принятии ислама от них впоследствии встречается в трудах и других татарских богословов прошлого (например, в одноименной книге «Таварихи Булгария» Хисамутдина Муслими начала XIX века). Примечательно, что в 2011 году в Болгаре – древней столице Волжской Булгарии – был сооружен обелиск, на котором высечены чалма, чернильница и посох как символическая мемориализация легенды.
Современные историки считают, что ислам получил распространение в Среднем Поволжье в VIII-IX веках, задолго до прибытия Багдадского посольства в эти края. Значительную роль в этом процессе сыграли торговые связи Волжской Булгарии с Центральной Азией, откуда ислам проник в Поволжье через купцов из Хорезма. Заключение официальных дипломатических отношений между Волжской Булгарией и Багдадским халифатом после прибытия посольства в 922 году знаменует собой превращение Среднего Поволжья в часть мировой исламской уммы. Однако, преувеличивать влияние Багдадского халифата не стоит: все-таки географически он был достаточно далек от Поволжья, да и тот факт, что булгары исповедовали ислам ханафитского мазхаба, распространённый в Средней Азии, в то время как в Багдадском халифате господствовал шафиитский мазхаб, говорит больше о близости Волжской Булгарии с Бухарой, чем с Багдадом. Говоря о контактах марийцев с волжскими булгарами, Фанус-хазрат отметил, что они носили достаточно интенсивный характер, что связано с широко развитой торговлей. Археологические раскопки на территории Марий Эл неоднократно это подтверждали: были обнаружены монеты, украшения и прочие изделия из металла и керамики булгарского происхождения. Потомки булгар – современные поволжские татары – на территории Марийского края стали селиться уже после вхождения Среднего Поволжья в состав России. Они осознавали свою духовную связь с Волжской Булгарией, память о которой была частью их национального самосознания.
Темы других выступлений - история мечетей в татарском селе Алашайка Параньгинского района Марий Эл (краевед Наиль Бариев), образование мусульманской общины в Волжске (имам мечети Саид-хазрат Абхалилов), современное состояние исламской уммы Марий Эл: основные проблемы и пути их преодоления (руководитель Казанского (Приволжского филиала межрегиональной общественной организации социально-гуманитарных научных исследований Раис Сулейманов).
Подробнее о последней теме. В дореволюционный период в границах современной Республики Марий Эл на начало ХХ века в татарских деревнях насчитывалось 24 мечети. После прихода к власти большевиков началась государственная антирелигиозная политика, вылившаяся в череду репрессий в отношении мусульманского духовенства. К концу 1930-х годов все мечети в регионе были закрыты. Однако в послевоенный период, в условиях потепления отношений между государством и религиозными организациями, верующим Марий Эл в 1946 году была возвращена мечеть в деревне Кульбаш Моркинского района, которая была единственной официально действующей мечетью на территории республики.
Религиозные традиции в советское время сохранялись повсеместно среди татар Марий Эл, чему в немалой степени способствовал сформировавшийся в условиях государственного атеизма институт неофициальных мулл и абыстаев. Они совершали обряды и ритуалы для населения на дому. С конца 1980-х годов начинается религиозное возрождение в СССР, охвативший и мусульман Марий Эл. Начинаются возвращаться верующим ранее закрытые мечети, строятся новые. В январе 1991 года пленум ДУМЕС делит территорию своей юрисдикции на 25 мухтасибатов, одним из которых был Зеленодольский мухтасибат во главе с Габдельхамитом-хазратом Зиннатуллиным. Мечети Марий Эл относились к зоне юрисдикции этого мухтасибата.
Начавшийся в августе 1992 года раскол единой мусульманской уммы (были образованы самостоятельные ДУМы Башкортостана, Татарстана и Саратовской области) поначалу слабо затронул мусульман Марий Эл. В 1994 году председатель ЦДУМ Талгат-хазрат Таджутдин преобразовывает мухтасибаты в региональные духовные управления мусульман, в Татарстане создается ДУМ Татарстана в составе ЦДУМ во главе с Габдельхамитом Зиннатуллиным, на которое продолжают по инерции ориентироваться мечети Марий Эл. Однако с середины 1990-х годов встала необходимость создания своего регионального муфтията в республике в составе ЦДУМ России, что и случилось в 1999 году. Его председателем в сане муфтия становится Фанус-хазрат Салимгареев. Весь постсоветский период в городах, поселках и деревнях республики идет строительство мечетей и молельных домов. На сегодняшний день таковых в Марий-Эл насчитывается уже три десятка. В регионе формируется исламская инфраструктура (создается комитет по стандарту «Халяль», организуются примечетные образовательные курсы для верующих, с 2000 года выпускается мусульманская газета «Магълумат в Марий Эл»). Проведенные летом прошлого года полевые исследования выявили ряд проблем в исламской умме. К примеру, существует дефицит кадров мусульманского духовенства (в ряде населенных пунктов имеются построенные мечети, но в них нет имамов). В итоге возникает ситуация «пустующих» мечетей. Также практикуется регистрация «фейковых» мусульманских общин (не имеющих мечети или молельного помещения, существующих лишь на бумаге, формально прошедших регистрацию). По этой причине создается видимость большего количества мусульманских общин, нужных параллельным духовным управлениям мусульман для усиления их веса в глазах государственных органов. Многие из имамов - люди преимущественно пенсионного возраста, что неизбежно ставит вопрос о подготовке будущей смены. Также актуальной остается необходимость преодоления раскола исламской уммы Марий Эл, произошедшего весной прошлого года, когда несколько мусульманских общин отошли от регионального ДУМа и перешли под юрисдикцию ДУМ РФ. Между тем, исторически и канонически мусульмане Марий Эл ориентировались всегда на ЦДУМ в Уфе, благодаря чему удавалось сохранить среди татар региона традиционный ислам. Организационный раскол не несет ничего положительного для мусульман республики. Но раз такое уже произошло, по мнению выступающего верующим необходимо избегать конфликтов, взаимных упреков, совершенно ненужного противостояния, которое только лишь вредит самим мусульманам, создает нездоровый фон взаимных распрей. Марий Эл - один из самых спокойных в плане межконфессиональных отношений регионов Поволжья, а потому хотелось бы, чтобы и в плане внутри конфессиональных отношений республика выглядела и дальше олицетворением мира и спокойствия.
Директор республиканского центра татарской культуры Республики Марий Эл Ильгис Гайсин ознакомил участников Хафизитдиновских чтений с ролью исламского вероучения в воспитании молодежи. Он считает, что не стоит отделять религию от национальной культуры, поскольку ислам является ее духовной основой. Аспирант Центра исламоведческий исследований Академии наук Татарстана Василий Иванов рассказал об отношении богослова Валиуллы Якупова (1963-2012) к истории о принятии ислама сахабами в Волжской Булгарии. Не отрицая ее легендарный характер, он всячески поддержал ее. Для Валиуллы Якупова, по мнению докладчика, концепция принятия ислама предками татар от сахабов важна была потому, как обосновывала традиционную веру, в защиту которого он выступал от нападок со стороны ваххабитов. Если ислам булгарам принесли сахабы, как сподвижники пророка Мухаммеда, то, заметил Иванов, ислам у татар является пророческим. Неслучайно, что он одну из своих известных книг так и назвал - «К Пророческому Исламу» (2006), где на обложке поместил фотографию Малого минарета из Булгара. В этой книге автор отстаивал корректность с точки зрения шариата посещения Булгара, и это было не случайно: со стороны ваххабитов часто звучали обвинения в адрес татар-мусульман, которые посещают сакральные для их национальной исторической памяти места.
В завершении конференции муфтий Марий Эл Фанус-хазрат Салимгареев прочитал молитву (дуа), и, поблагодарив всех собравшихся за плодотворную работу, высказал пожелание, чтобы и впредь Хафизитдиновские чтения проводились ежегодно на регулярной основе, что и было отражено в резолюции по итогам мероприятия.
Раис СУЛЕЙМАНОВ,
шеф-редактор казанского представительства агентства «Росисламинформ»
Нынешняя межрегиональная научно-практическая конференция была посвящена 1100-летию официального принятия ислама в Волжской Булгарии. Открывая Хафизитдиновские чтения, председатель духовного управления мусульман Республики Марий Эл муфтий Фанус-хазрат Салимгареев отметил, что дата в этом году отмечается на государственном уровне по григорианскому (солнечному) календарю. Примечательно, что юбилей события уже проводился в нашей стране в 1989 году, но тогда по мусульманскому (лунному) календарю.
Выступая в приветственной части конференции вице-спикер парламента Марий Эл, директор регионального НИИ языка, литературы и истории Евгений Кузьмин отметил, что народы республики жили всегда мирно, сохраняя свою этническую и религиозную идентичность. «Мы не превратились в «плавильный котел» по типу США или Австралии», - сказал парламентарий. - В нашей стране поддерживается сохранение национальных культур каждого народа».
От имени мусульман Пермского края к участникам обратился председатель регионального ДУМ муфтий Анвар-хазрат Аблаев. Он рассказал, что в крае сегодня функционирует 112 мусульманских общин, строится главная соборная мечеть региона. Анвар-хазрат поделился опытом деятельности возглавляемого им муфтията, его роли в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, предотвращении конфликтов и опыте взаимодействия религии и государства. Мусульманская умма Пермского края многонациональна, в мечетях проводятся тематические проповеди по сохранению межнационального и межрелигиозного согласия. Особую роль в этом играют регулярные курсы повышения квалификации для имамов в местном мусульманском колледже, у управления сложились тесные взаимоотношения с национальными общинами. Ежегодно в Перми проводится крупный форум «Мусульманский мир», на котором проводятся конференции и «круглые столы» на актуальные темы.
- Я не могу не воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что в нашей стране существует прекрасный мир между народами, - сказал в своем приветственном выступлении председатель ДУМ Астраханского края, муфтий Рауф-хазрат Джантасов. В регионе функционирует 75 мусульманских общин (74 – суннитские, 1 – шиитская) и все они входят в структуру управления. Мусульманское духовенство многонационально, имамы разных национальностей они работают вместе, без конфликтов.
Председатель региональной национально-культурной автономии татар Республики Марий Эл Амир Шакиров не только рассказал об опыте взаимодействия структуры в регионе, но и презентовал участникам Хафизитдиновских чтений недавно вышедшую книгу «Мы – татары Марий Эл».
После вступительной части конференция перешла непосредственно к научным докладам участников. С основным докладом на тему «1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии: из истории ислама в Марийском крае» выступил муфтий республики Фанус-хазрат Салимгареев. По его словам, несмотря на то, что в этом году проводится празднование юбилея официального принятия ислама в Среднем Поволжье, к моменту прибытия посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию в 922 году ислам был уже широко в ней распространен. Об этом сообщается в «Записках» Ахмада ибн-Фадлана, секретаря Багдадского посольства, который по приезду к булгарам обнаружил в их городах мечети и медресе. О более раннем распространении ислама в Среднем Поволжье, чем дата его официального принятия в 922 году, также указывают и исторические труды татарских богословов. Так, Таджетдин Ялчыгол в своей книге «Таварихи Булгария» («История Булгарии»), написанной в 1805 году, приводит историю о том, что в 9 веке хиджры к булгарам прибыли три сахаба (сподвижника пророка Мухаммеда) из Аравии, где встретились с булгарским ханом Айдаром. У последнего была парализована дочь Туйбика, которую не могли вылечить местные врачи. Сахабы сказали хану, что для излечения необходимо пропарить ее в бане свежим березовым веником. Поскольку дело было зимой, а найти березу с листьями не представлялось возможным, сахабы достали переданные им пророком Мухаммадом чалму, посох и чернильницу, вставили посох в чернильницу, один из сахабов надел чалму и помолился. После этого посох зацвел березовыми ветками, из которых и сделали веник. Так дочь хана была излечена. Увидевший это чудо булгарский правитель принял ислам, а за ним последовали подданные. Через некоторое время двое сахабов вернулись обратно в Медину, а третий женился на дочери хана. Эта легенда о приходе сахабов к булгарам и принятии ислама от них впоследствии встречается в трудах и других татарских богословов прошлого (например, в одноименной книге «Таварихи Булгария» Хисамутдина Муслими начала XIX века). Примечательно, что в 2011 году в Болгаре – древней столице Волжской Булгарии – был сооружен обелиск, на котором высечены чалма, чернильница и посох как символическая мемориализация легенды.
Современные историки считают, что ислам получил распространение в Среднем Поволжье в VIII-IX веках, задолго до прибытия Багдадского посольства в эти края. Значительную роль в этом процессе сыграли торговые связи Волжской Булгарии с Центральной Азией, откуда ислам проник в Поволжье через купцов из Хорезма. Заключение официальных дипломатических отношений между Волжской Булгарией и Багдадским халифатом после прибытия посольства в 922 году знаменует собой превращение Среднего Поволжья в часть мировой исламской уммы. Однако, преувеличивать влияние Багдадского халифата не стоит: все-таки географически он был достаточно далек от Поволжья, да и тот факт, что булгары исповедовали ислам ханафитского мазхаба, распространённый в Средней Азии, в то время как в Багдадском халифате господствовал шафиитский мазхаб, говорит больше о близости Волжской Булгарии с Бухарой, чем с Багдадом. Говоря о контактах марийцев с волжскими булгарами, Фанус-хазрат отметил, что они носили достаточно интенсивный характер, что связано с широко развитой торговлей. Археологические раскопки на территории Марий Эл неоднократно это подтверждали: были обнаружены монеты, украшения и прочие изделия из металла и керамики булгарского происхождения. Потомки булгар – современные поволжские татары – на территории Марийского края стали селиться уже после вхождения Среднего Поволжья в состав России. Они осознавали свою духовную связь с Волжской Булгарией, память о которой была частью их национального самосознания.
Темы других выступлений - история мечетей в татарском селе Алашайка Параньгинского района Марий Эл (краевед Наиль Бариев), образование мусульманской общины в Волжске (имам мечети Саид-хазрат Абхалилов), современное состояние исламской уммы Марий Эл: основные проблемы и пути их преодоления (руководитель Казанского (Приволжского филиала межрегиональной общественной организации социально-гуманитарных научных исследований Раис Сулейманов).
Подробнее о последней теме. В дореволюционный период в границах современной Республики Марий Эл на начало ХХ века в татарских деревнях насчитывалось 24 мечети. После прихода к власти большевиков началась государственная антирелигиозная политика, вылившаяся в череду репрессий в отношении мусульманского духовенства. К концу 1930-х годов все мечети в регионе были закрыты. Однако в послевоенный период, в условиях потепления отношений между государством и религиозными организациями, верующим Марий Эл в 1946 году была возвращена мечеть в деревне Кульбаш Моркинского района, которая была единственной официально действующей мечетью на территории республики.
Религиозные традиции в советское время сохранялись повсеместно среди татар Марий Эл, чему в немалой степени способствовал сформировавшийся в условиях государственного атеизма институт неофициальных мулл и абыстаев. Они совершали обряды и ритуалы для населения на дому. С конца 1980-х годов начинается религиозное возрождение в СССР, охвативший и мусульман Марий Эл. Начинаются возвращаться верующим ранее закрытые мечети, строятся новые. В январе 1991 года пленум ДУМЕС делит территорию своей юрисдикции на 25 мухтасибатов, одним из которых был Зеленодольский мухтасибат во главе с Габдельхамитом-хазратом Зиннатуллиным. Мечети Марий Эл относились к зоне юрисдикции этого мухтасибата.
Начавшийся в августе 1992 года раскол единой мусульманской уммы (были образованы самостоятельные ДУМы Башкортостана, Татарстана и Саратовской области) поначалу слабо затронул мусульман Марий Эл. В 1994 году председатель ЦДУМ Талгат-хазрат Таджутдин преобразовывает мухтасибаты в региональные духовные управления мусульман, в Татарстане создается ДУМ Татарстана в составе ЦДУМ во главе с Габдельхамитом Зиннатуллиным, на которое продолжают по инерции ориентироваться мечети Марий Эл. Однако с середины 1990-х годов встала необходимость создания своего регионального муфтията в республике в составе ЦДУМ России, что и случилось в 1999 году. Его председателем в сане муфтия становится Фанус-хазрат Салимгареев. Весь постсоветский период в городах, поселках и деревнях республики идет строительство мечетей и молельных домов. На сегодняшний день таковых в Марий-Эл насчитывается уже три десятка. В регионе формируется исламская инфраструктура (создается комитет по стандарту «Халяль», организуются примечетные образовательные курсы для верующих, с 2000 года выпускается мусульманская газета «Магълумат в Марий Эл»). Проведенные летом прошлого года полевые исследования выявили ряд проблем в исламской умме. К примеру, существует дефицит кадров мусульманского духовенства (в ряде населенных пунктов имеются построенные мечети, но в них нет имамов). В итоге возникает ситуация «пустующих» мечетей. Также практикуется регистрация «фейковых» мусульманских общин (не имеющих мечети или молельного помещения, существующих лишь на бумаге, формально прошедших регистрацию). По этой причине создается видимость большего количества мусульманских общин, нужных параллельным духовным управлениям мусульман для усиления их веса в глазах государственных органов. Многие из имамов - люди преимущественно пенсионного возраста, что неизбежно ставит вопрос о подготовке будущей смены. Также актуальной остается необходимость преодоления раскола исламской уммы Марий Эл, произошедшего весной прошлого года, когда несколько мусульманских общин отошли от регионального ДУМа и перешли под юрисдикцию ДУМ РФ. Между тем, исторически и канонически мусульмане Марий Эл ориентировались всегда на ЦДУМ в Уфе, благодаря чему удавалось сохранить среди татар региона традиционный ислам. Организационный раскол не несет ничего положительного для мусульман республики. Но раз такое уже произошло, по мнению выступающего верующим необходимо избегать конфликтов, взаимных упреков, совершенно ненужного противостояния, которое только лишь вредит самим мусульманам, создает нездоровый фон взаимных распрей. Марий Эл - один из самых спокойных в плане межконфессиональных отношений регионов Поволжья, а потому хотелось бы, чтобы и в плане внутри конфессиональных отношений республика выглядела и дальше олицетворением мира и спокойствия.
Директор республиканского центра татарской культуры Республики Марий Эл Ильгис Гайсин ознакомил участников Хафизитдиновских чтений с ролью исламского вероучения в воспитании молодежи. Он считает, что не стоит отделять религию от национальной культуры, поскольку ислам является ее духовной основой. Аспирант Центра исламоведческий исследований Академии наук Татарстана Василий Иванов рассказал об отношении богослова Валиуллы Якупова (1963-2012) к истории о принятии ислама сахабами в Волжской Булгарии. Не отрицая ее легендарный характер, он всячески поддержал ее. Для Валиуллы Якупова, по мнению докладчика, концепция принятия ислама предками татар от сахабов важна была потому, как обосновывала традиционную веру, в защиту которого он выступал от нападок со стороны ваххабитов. Если ислам булгарам принесли сахабы, как сподвижники пророка Мухаммеда, то, заметил Иванов, ислам у татар является пророческим. Неслучайно, что он одну из своих известных книг так и назвал - «К Пророческому Исламу» (2006), где на обложке поместил фотографию Малого минарета из Булгара. В этой книге автор отстаивал корректность с точки зрения шариата посещения Булгара, и это было не случайно: со стороны ваххабитов часто звучали обвинения в адрес татар-мусульман, которые посещают сакральные для их национальной исторической памяти места.
В завершении конференции муфтий Марий Эл Фанус-хазрат Салимгареев прочитал молитву (дуа), и, поблагодарив всех собравшихся за плодотворную работу, высказал пожелание, чтобы и впредь Хафизитдиновские чтения проводились ежегодно на регулярной основе, что и было отражено в резолюции по итогам мероприятия.
Раис СУЛЕЙМАНОВ,
шеф-редактор казанского представительства агентства «Росисламинформ»