По ком плачет курай?

По ком плачет курай?

У каждого из народов на планете, составляющих в том числе и многонациональную российскую палитру, есть свои, только ему присущие характерные особенности. Это ни для кого не секрет. К примеру, мы не раз подмечали про себя и вслух торговый талант тех же дагестанцев, сметливость у евреев и татар, обстоятельность поморов, умилительную интеллигентность коренных русских питерцев, бережливость сибирских крестьян – потомков Ермака и ссыльных кулаков времен Сталина, аккуратность российских немцев. Своя самобытность есть, несомненно, и у моих башкир. Это, в первую очередь, наивность и простодушие. Нашего человека можно легко обмануть, взять на лесть, а, оказав копеечную услугу, стать для него чуть ли не братом. А можно и задружиться с ним до духовного единения. И не будет для тебя преданнее человека! Уважаемый мною писатель Михаил Чванов, земляк и путешественник, вспомнил однажды в нашей личной беседе такое определение из своего башкирского детства – «знакум». Это, мол, была на селе высшая степень соседского родства.
Еще башкиры по духу романтики и воины. Не буду расписывать исторические заслуги моего народа, они общеизвестны. Это и лучники Кутузова - «северные амуры», и пехотинцы, защищавшие зимнюю Москву от фашистского броска на столицу, и безропотное пушечное мясо афганских, чеченских военных кампаний. А уж воевать-то башкиры умели всегда! Скажем, как тот же доверчивый и безрассудно смелый малец Салават Юлаев, с азартом возглавивший соплеменников по зову Пугачева, знаменитый «черный генерал» Даян Мурзин, личный враг самого Гитлера, легендарный ас пилотного дела Великой Отечественной Муса Гареев… А если к тому же башкиры безоглядно поверят в правоту собственной идеи-фикс, то до последнего вздоха будут за нее бороться, как делал это Заки Валиди на турецкой чужбине.
Но, вместе с тем, есть у башкир и минусы. Одно из слабых мест у моего народа – непрактичность и излишняя мечтательность. Откладывать в кубышку не умеют многие, потому хроническую бедность воспринимают зачастую как данность. Не было, и не надо, мол. Переживем, перетерпим. А гость неожиданный нагрянет, все на стол выставим. И в сельпо на последние деньги угощений с водкой накупим. Если спиртное останется, сами горькой жизнь горькую усластим. Вот и спивается башкирская деревня. Безропотные рукастые ребята «на севера» уезжают, возвращаются с нефтегазовой вахты – вся округа пьет. Где уж нам дорасти до собственных олигархов! Нет в крови у моего народа коммерческой сметливости, нет…
А еще любят башкиры петь, да выражать на курае протяжную тоску по родным просторам! И страсть детворы к народным танцам поощрять: вы только посмотрите, сколько на районных конкурсах самодеятельности юных танцоров в малахаях и девчушек в национальных костюмах – никакая Самарская область или, к примеру, Новосибирск рядом не стояли!
Вся эта бесхитростная детскость, мелодичность, удивительная непрактичность и, с другой стороны, державный патриотизм – все в одном, что называется, флаконе как характеристика народа лично меня радует: башкиры были и остаются незлобивыми, гостеприимными, коммуникабельными. В этом, горжусь, и кроются его главные достоинства! Нельзя, за редким-редким исключением, назвать моего соплеменника человеком хитрым, расчётливым, подлым. Но можно его обдурить, закрыть перед носом дверь, плюнуть в душу, наконец-то! И он, что лично меня сильно печалит, утрется, пойдет прочь…
С десяток лет назад, помнится, какие-то иностранцы затеяли в Уфе исследования по составу ДНК у местного населения, что являлось частью начатого еще в 2005 году крупнейшего международного популяционно-генетического проекта «The Genographic Project». Ученые мужи решили всмотреться в изменчивость Y-хромосомы у жителей планеты. Проект делался силами исследователей десятка научных центров мира, в том числе и нашими исследователями из лаборатории популяционной генетики РАН. Исследования, проведенные, к примеру, в Западной Европе выявили большую частоту гаплогруппы R1b или, по-простому, совокупности схожих генотипов. Британские генетики Брайан Сайкс и Стивен Оппенгеймер утверждают, что данная Y-хромосома, передающаяся по мужской линии, происходит от палеолитического населения Европы. И вот что любопытно: ученые именно у моих единокровцев выявили высокую концентрацию гаплогруппы R1b, которая преимущественно имеется у жителей Англии, Шотландии, Ирландии и Северной Франции. Ученых поразил тот факт, что рекордное наличие данной ДНК выявлено среди каких-то башкир. Причем только у них, у других же наций и народностей, населяющего современную Россию, данного ДНК совсем мизер!
К чему весь этот академический нонсенс? Так, вспомнилось. Но и подумалось: в принципе, ничего сенсационного в этом, возможно, и нет, если призадуматься над такой вот версией. Скажем, башкиры в нынешнем своем состоянии являются некой исторически сохранившейся матрицей обшей модели мироустройства, деградировавшей позже в своем эволюционном развитии до степени циничного прагматизма. Эдакие дети матушки-природы, которая изначально видела людей добрыми, доверчивыми созданиями, не способными на зло подобным себе. Через что, собственно, башкиры и страдают в рамках сегодняшнего бытия. Каково вам такое объяснение? Скажете, смешно? Соглашусь. Но, тем не менее, она правдоподобна. Если вглядеться в нынешнего башкира, живущего как бы на обочине жесткого мира…
Очень возможно, что судьбе отдельно взятого российского народа предначертано развиваться по законам общемировой эволюции. Цивилизация будет неумолимо и постепенно стирать национальные различия, формируя новый психотип человека. Умеющего выживать, а, значит, приспосабливаться под жестокие реалии бытия, способного идти по спинам слабых. Все ненужные человеческие качества, заложенные на генном уровне, станут атавизмом – доброта к ближнему, стремление понять духовный мир окружающих и способность принимать чужой уклад жизни. На Западе, кстати, все движется к этому. Унификация, чопорная снисходительность к пляскам аборигенов в африканских резервациях, умиление детскостью австралийских туземцев – все это в порядке вещей.
Придет, боюсь, тот день и для нас, когда далекий от технологического искуса и продвинутых земных благ тунгус у чума и башкир возле своей юрты станут в России настоящей этнографической редкостью. И непонятный многим туристам говор, протяжные звуки диковинного народного музыкального инструмента и неприхотливая еда, щедро, в изобилии выставленная гостям на угощение с лихвой окупят траты на экзотическую экскурсию в позабытую, некогда большую по территории страну. Страну, которая позволила себе с бездумной легкостью расстаться со своей многонациональной историей. Историей, которая делала ее перед остальной частью мира великой…
Радует, что до такого лично я, по всей видимости, не доживу. Уйду раньше того черного дня к моим родителям-башкирам. Уйду с дорогими мне воспоминаниями: как рос у маленькой речки в Зианчуринском районе, бродил пацаном меж баймакских ковылей, высматривая налившие солнцем первые степные ягоды, вслушивался на уфимских улицах в редкий нынче говор прохожих на понятном мне языке предков. Мое останется при мне - это успокаивает.
А как же мои башкиры будут выживать дальше? А никак! Так же, как и остальные нации, народности большой по территории страны – мимикрировать в реальность. Другими словами, приучатся не выпячивать на людях свою титульную идентичность. Часть моих единокровцев, возможно, привычно утрется, и в минуты душевного порыва, уже не публично, потянется однажды за любимым тростниковым инструментом. И на заднем дворе, с видом на молчаливые горы или ближний лесок, станет тоскливо вспоминать певучесть предков через плач курая. Ассимиляция в большую семью народов перемешает в дальнейшем горячую джигитскую и скромную девичью крови с другими и появится, наконец-то, общая раса – российский народ. И знаете, вижу даже в этом пользу: в жилы будущего человеческого подвида в большом количестве вольется та самая пресловутая хромосома из категории «гаплогруппа R1b». Которая изредка будет подвигать нашего потомка на немодные в условиях жесткого мира поступки – человеколюбие, скромность, неприхотливость…