Границы экономики и нормы прибыли
(продолжение)
Производство товаров, продуктов питания, прочая деятельность на благо общества и последующая система распределения полученной прибыли - важная составная часть исламской концепции экономики.
Поговорим о сфере производства.
Ислам призывает всячески развивать промышленность. Согласно имаму Газали и другим ученым, построение ее необходимой модели является коллективной обязанностью общины - фард аль-кифая. То есть, кто-то должен основать и развивать необходимые отрасли промышленности, иначе вина за страдания людей ложится на всю общину.
В Коране мы читаем о тяжелой промышленности (изготовление изделий из железа) и о торговле: «Мы уже отправили наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллаh узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллаh - Всесильный, Могущественный».
Однако, производство и торговля запрещенными продуктами исламом осуждается. Так, заниматься бизнесом в сфере общественных и частных услуг, а также работать в таких компаниях, фирмах разрешается. Но нельзя работать там, где производятся запретные товары или оказываются запретные услуги.
Исламская концепция экономики не признает экономическое развитие, производства, расширение потребления, если данные процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослабляют страну политически и экономически, а, тем более, создают угрозу ее независимости. И поскольку хозяйственный рост, производство и развитие в исламской экономике относятся по категории не к цели, а к средствам, то государство может затормозить экономический рост, виды отдельных производств или вообще отказаться от них во имя того, как в данной стране понимается общественное благо и соблюдение государственно-общественных интересов.
Рассмотрим конкретные примеры.
- Запрещено производство запретных (харамных) продуктов и предметов;
- Цели производства и виды деятельности должны соотноситься с требованиями Шариата;
- Исламская концепция рассматривает производство как процесс достижения целей, не противоречащих Шариату. Например, легкая промышленность не должна выпускать одежду, которая не соответствует скромности и сдержанности, обязательных для верующих, а сельское хозяйство не может заниматься свиноводством;
- Первоочередную основу любого производства составляет общественная полезность, а не личная выгода и получение прибыли и т.д.
- Есть такое понятие - максимизация социальной полезности общественных интересов (маслаха). Данное правило подчеркивает преимущество общественной выгоды над частными интересами, важную роль взаимопомощи, особенно в чрезвычайных ситуациях,
- Производственные факторы рассматриваются как составляющие единого процесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную, праведную выгоду), капитал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию или по наследству, но увеличение капитала не должно вести к возвышению одного человека над другим) и, наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Аллаh, и все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с исламским законом). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.
- Средства производства должны использоваться в интересах всей общины.
- Национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов.
Словом, исламская доктрина экономического роста нацелена на расширение производства и его мощностей при рациональном использовании всего потенциала и имеющихся природных ресурсов. Если последние, к примеру, земля, остаются невостребованными и необработанными, то они изымаются из владения их собственника, государство передает их тому, кто сможет наиболее рационально и продуктивно их использовать. В то же время ислам запрещает хима, то есть незаконный захват необработанного участка земли. Природные ресурсы распределяются на конкурсной основе в соответствии с критерием достаточности производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы. Временному собственнику необходимо заботиться об экологической обстановке вокруг разрабатываемого объекта, своевременно принимать меры для восстановления изношенных или загрязненных ресурсов – земли, воды, лесов, степей и т.д.
В следующем разделе мы подробно рассмотрим нюансы такого понятия, как исламское распределение полученной выгоды.
(Продолжение следует)
Поговорим о сфере производства.
Ислам призывает всячески развивать промышленность. Согласно имаму Газали и другим ученым, построение ее необходимой модели является коллективной обязанностью общины - фард аль-кифая. То есть, кто-то должен основать и развивать необходимые отрасли промышленности, иначе вина за страдания людей ложится на всю общину.
В Коране мы читаем о тяжелой промышленности (изготовление изделий из железа) и о торговле: «Мы уже отправили наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллаh узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллаh - Всесильный, Могущественный».
Однако, производство и торговля запрещенными продуктами исламом осуждается. Так, заниматься бизнесом в сфере общественных и частных услуг, а также работать в таких компаниях, фирмах разрешается. Но нельзя работать там, где производятся запретные товары или оказываются запретные услуги.
Исламская концепция экономики не признает экономическое развитие, производства, расширение потребления, если данные процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослабляют страну политически и экономически, а, тем более, создают угрозу ее независимости. И поскольку хозяйственный рост, производство и развитие в исламской экономике относятся по категории не к цели, а к средствам, то государство может затормозить экономический рост, виды отдельных производств или вообще отказаться от них во имя того, как в данной стране понимается общественное благо и соблюдение государственно-общественных интересов.
Рассмотрим конкретные примеры.
- Запрещено производство запретных (харамных) продуктов и предметов;
- Цели производства и виды деятельности должны соотноситься с требованиями Шариата;
- Исламская концепция рассматривает производство как процесс достижения целей, не противоречащих Шариату. Например, легкая промышленность не должна выпускать одежду, которая не соответствует скромности и сдержанности, обязательных для верующих, а сельское хозяйство не может заниматься свиноводством;
- Первоочередную основу любого производства составляет общественная полезность, а не личная выгода и получение прибыли и т.д.
- Есть такое понятие - максимизация социальной полезности общественных интересов (маслаха). Данное правило подчеркивает преимущество общественной выгоды над частными интересами, важную роль взаимопомощи, особенно в чрезвычайных ситуациях,
- Производственные факторы рассматриваются как составляющие единого процесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную, праведную выгоду), капитал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию или по наследству, но увеличение капитала не должно вести к возвышению одного человека над другим) и, наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Аллаh, и все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с исламским законом). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.
- Средства производства должны использоваться в интересах всей общины.
- Национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов.
Словом, исламская доктрина экономического роста нацелена на расширение производства и его мощностей при рациональном использовании всего потенциала и имеющихся природных ресурсов. Если последние, к примеру, земля, остаются невостребованными и необработанными, то они изымаются из владения их собственника, государство передает их тому, кто сможет наиболее рационально и продуктивно их использовать. В то же время ислам запрещает хима, то есть незаконный захват необработанного участка земли. Природные ресурсы распределяются на конкурсной основе в соответствии с критерием достаточности производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы. Временному собственнику необходимо заботиться об экологической обстановке вокруг разрабатываемого объекта, своевременно принимать меры для восстановления изношенных или загрязненных ресурсов – земли, воды, лесов, степей и т.д.
В следующем разделе мы подробно рассмотрим нюансы такого понятия, как исламское распределение полученной выгоды.
(Продолжение следует)