Диплом для имама

Диплом для имама

Как известно, начиная с конца 80-х, мечети и медресе в нашей стране возобновили работу в просветительской деятельности среди населения, подготовке новых имамов для работы в приходах. Одной из таких «кузниц кадров» для регионов страны является Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман. За три последних десятилетия учебное заведение выпустило более двух тысяч квалифицированных специалистов.

О делах сегодняшних и планах завтрашних с читателями «Маглюмата» поделился ректор Российского исламского университета Артур хазрат СУЛЕЙМАНОВ:
- Мусульманское образование в России имеет свою историю и традиции, восходящие к началу распространения и становления религии Ислам. С созданием в Уфе указом императрицы Екатерины II Оренбургского магометанского духовного собрания, в 1789 году началась новая веха в истории мусульманского сообщества, открывшая путь к его интеграции в российскую государственность. Итогом стало появление достаточно развитой многоуровневой системы исламского образования, включающей множество медресе по всей Российской империи. В Уфе тогда действовало несколько образовательных центров: медресе «Усмания», «Хакимия», «Хасания», «Галия». Последний, кстати, являющаяся «альма-матер» нынешнего Российского исламского университета ЦДУМ, за короткий срок, с 1906 по 1917 год, выпустил целую плеяду воспитанников, успешно реализовавших себя не только в области духовного служения, но и во многих других сферах. Таких видных деятелей, как Г. Ибрагимов, А.З. Валиди, М. Гафури, Ш. Бабич, М. Жумабаев, Б. Сулеев, И. Султанов, С. Габяши, узбекский писатель М. Шермухамедов, казахский поэт Б. Майлин, киргизский писатель О. Садыков, адыгейский поэт А. Хатков, киргизский просветитель и общественный деятель И. Арабаев и многие другие видные деятели науки, культуры и просвещения.
К сожалению, отечественная духовная образовательная традиция была фактически прервана после революций 1917 года, и лишь в послевоенные годы было открыто медресе «Мир Араб» в Бухаре, в стенах которого теплились остатки былого богатейшего мусульманского духовного образовательного наследия. Лишь спустя семьдесят лет, в 1989 году, усилиями молодого муфтия, выпускника медресе «Мир Араб», университета «Аль-Азхар», председателя духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, Талгата Сафа Таджуддина, было открыто первое на постсоветском пространстве медресе им. Ризаэтдина бин Фахретдина. Тогда и был запущен процесс масштабного возрождения отечественного исламского образования.
В 1989 году при Центральном духовном управлении мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе было воссоздано первое высшее учебное заведение – двухгодичное медресе по подготовке имамов и священнослужителей. С возвращением Центральному духовному управлению мусульман исторического здания, на базе медресе им. Ризаэтдина бин Фахретдина в 2003 году был создан Российский исламский университет ЦДУМ России, объединивший в себя дореволюционные традиции отечественного мусульманского образования и постсоветский опыт его возрождения.
Сегодня в университете действуют три факультета, в которых осуществляется образовательная деятельность по основным образовательным программам - «Теология», «Подготовка служителей религиозного персонала религиозных организаций». С 1989 года по сегодняшний день университет подготовил более двух тысяч имамов и преподавателей для регионов России, ближнего зарубежья. Помимо этого, в вузе активно ведется работа по реализации программ дополнительного образования. С 2010 года на факультете повышения квалификации и дополнительного образования усовершенствовали квалификацию около пяти тысяч слушателей.
Такие достижения в развитии исламского образования были бы немыслимы без действенной помощи и поддержки со стороны Президента России. Владимир Путин в ответ на чаяния духовенства мусульман России и, в частности, личное обращение Верховного муфтия Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина инициировал в 2007 лет году государственную программу поддержки духовного образования – «Современное российское исламское образование». За три десятилетия университет прошел путь от так называемой системы образования «худжра» - условий, когда студенты жили и учились в мечети - до современной академической, использующей последние достижения светской и религиозной образовательных систем, предоставляющих комфортные условия для обучения студентов, появления многоуровневой системы исламского образования. В вузе есть на день сегодняшний собственные российские доктора исламских наук.
Университет изначально создавался для подготовки кадров в приходы Центрального духовного управления мусульман от Калининграда до Владивостока. Поэтому ежегодно более 700 студентов и 600 слушателей проходят обучение у нас не только из соседних, но и самых дальних регионов России.
В 2017 году был учрежден координационный совет по исламскому образованию, объединивший восемь медресе из разных российских регионов. Руководство его работой было возложено на Российский исламский университет. Наряду с образовательной деятельностью, наше учебное заведение ведет активную работу по созданию, внедрению единых образовательных программ начального, среднего и высшего образования, юридической и методической поддержкой исламских образовательных организаций, входящих в координационный совет. Указом Председателя Центрального духовного управления мусульман России, Верховного муфтия, Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина создан аттестационный центр на базе РИУ, занимающийся аттестацией вновь назначаемых имамов. Для реализации столь высокой миссии, университет выстраивает партнерские отношения со многими светскими и религиозными учебными заведениями России и зарубежья. В частности, с БГПУ им. М.Акмуллы (г. Уфа), СПбГУ (г. Санкт-Петербург), МГУ им. Ломоносова (г. Москва), Болгарской исламской академией (г. Болгар), исламскими университетами «Мармара» (Турция), «Аз-Зайтуна» (Тунис), «Аль Карауин» (Марокко), «Аль-Азхар» (Египет), «Аль-Альбейт» (Иордания), Египетским университетом исламской культуры «Нур –Мубарак» (г. Алмата, Казахстан), исламским университетом Кыргызстана (г. Бишкек).
Сейчас мы живем ожиданием сдачи нового корпуса университета, построенного учредителем - Центральным духовным управлением мусульман России при поддержке стамбульского Муфтията. По этой причине РИУ вынужден пока ограничивать поток студентов из-за нехватки аудиторного фонда. Новый же корпус позволит существенно расширить возможности, предусматривает использование современного оборудования, лингафонного класса, библиотеки, столовой, а также мест для проживания студентов и профессорско-педагогического состава.
Подавляющая часть профессорско-преподавательского состава РИУ является нашими выпускниками. Параллельно, для усовершенствования содержательной части и методической работы в образовании, ведется обмен опытом и преподавателями с ведущими зарубежными исламскими учебными заведениями.
Нынешний пандемийный год, как известно, внес свои коррективы в жизнь всего населения. По этой же причине, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора по профилактике распространения вируса и указом Главы Башкортостана Р. Хабирова, Российский исламский университет ЦДУМ России с марта нынешнего года перешел на особый режим деятельности, который включает в себя и дистанционный формат обучения. Надо тут признать, что университет не был сторонником такой формы образования: это связано с качеством освоения образовательных программ, спецификой преподаваемых дисциплин и напрямую воспитательным процессом. Зачастую, студенту нужно тесное взаимодействие с духовными наставниками. Тем не менее, запросы общества и развитие прогресса толкают многие образовательные организации к электронным формам обучения. Пандемия стала для университета катализатором резкого развития этого направления. Наш РИУ обладает достаточной материально-технической базой и профессорско-преподавательским составом для реализации дистанционного образования. Большая часть студентов была переведена на новый формат. Так же и курсы повышения квалификации активно совершенствуют методику религиозного образования. Но, в целом, мы не теряем надежды на скорое возобновление очной формы обучения.

Подготовил Ринат НУРИАСЛЯМОВ,
заместитель декана теолого-педагогического факультета Российского исламского университета ЦДУМ России