Святость закята и пределы хараджа

Святость закята и пределы хараджа

(продолжение)
В предыдущей главе авторской монографии Артура НАСИБУЛЛОВА, преподавателя Российского исламского университета, которая планируется к печати летом этого года, рассказывалось о вкладе в экономику ислама ученого-энциклопедиста, основателя социологии Абдрахмана ибн-Халдуна, который был, по сути, светским (насколько можно быть светским в средневековом сообществе) ученым. 
Напоминаем, что книга состоит из двух томов, тираж – тысяча экземпляров. Все средства от продажи пойдут на благие цели и являются верфной собственностью Фонда «Байтул Мал».
Ибн-Халдун родился в 1332 году в Тунисе. Средневековые источники и сравнительные исследования современных авторов рисуют образ крупного политического деятеля ХIV века. Начав карьеру простым придворным писцом, он становится в дальнейшем видным политиком своей эпохи. Последние годы его жизни прошли в Каире, где был судьей, преподавал законоведение в местных медресе.
Как ученый, Ибн-Халдун рассматривал широкий круг теоретических вопросов экономики, хотя и подходил к ним с социальной точки зрения. В сфере его внимания были проблемы стоимости, цен, спроса и предложения, разделения труда. Последнему он уделял пристальное внимание, считая, что разделение труда является необходимой предпосылкой существования общества и ведет к превращению продукта в товар. Особое место в теории Ибн-Хальдуна отводилось роли государства в регулировании хозяйственной деятельности.
Источником всех материальных благ, как мы все знаем, является труд. Приобретение (касб), из которого люди извлекают пользу - стоимость человеческих трудов. Его размеры, или “стоимость труда”, зависят от количества самого труда, от спроса на него, от степени сложности. Способы добывания средств к существованию подразделяются философом на два вида - “естественные и неестественные”. К первым относятся охота, собирательство, земледелие, ремесла и торговля. Ко вторым - контрибуция и фиск, что Ибн-Хальдун называет также словом “имара”, то есть эмирство или те материальные блага, которые дает положение эмира, султана, правителя.
Экономика, как и государство, обладает, по его мнению, своей собственной природой, своими собственными закономерностями. Столкновение этих двух “природ” приводит к нарушению, а в дальнейшем и к разрушению экономической жизни. Так, цены товаров зависят от производственных расходов, от расходов на транспортировку, от рыночных колебаний, спроса и предложения. Наконец, на цены товаров влияют подати и налоги.
Государство может существовать только благодаря денежным поступлениям в казну. Это неизбежно вынуждает государство вмешиваться в экономику. Формы такого вмешательства различны, но все они имеют целью увеличить поступления в казну. Первая форма - увеличение налогообложения путем введения новых видов налогов. Вторая форма - прямое вмешательство государства в “естественную” конъюнктуру рынка, во внутреннюю и внешнюю торговлю. Еще одна форма вмешательства государства в экономическую жизнь - прямая экспроприация имущества зажиточных людей.
Различные формы вмешательства приводят, по мнению Ибн-Халдуна, только к негативным последствиям. Так, налоги становятся чрезмерными, рынки приходят в упадок, что сказывается на государстве. Происходит это потому, что налоги приносят подданным стеснение и тягость, ведут к исчезновению доходов, что убивает их надежды, связанные с торговлей. В результате прекращаются поступления в казну, ибо подавляющая часть налогоплательщиков - земледельцы и купцы. Опасность изъятия собственности заставляет богатых людей создавать своего рода “государство в государстве”: набирать наемную охрану своих владений. В конце концов, происходит “утечка богатств” за пределы государства.
Государство гибнет, так как уничтожает ту экономическую основу, на которой только и может существовать. Но гибнет не государство вообще. Гибнет конкретное династическое государство. Формы его гибели или разрушения могут быть различны. Возможно распадение государства на более мелкие, захват данного государства другим, более сильным и т.д. В любом случае, считает Ибн-Халдун, каждое государство обречено на гибель, подобно тому, как обречен на смерть человек. Предвестником гибели государства является роскошь. Стремление государственных людей к роскошной жизни приводит к росту дороговизны и, в конечном счете, к разрушению экономики. Государство по Ибн-Халдуну - сила, которая вызывается к жизни объективными причинами и по объективным же причинам гибнет.
Жизнь и творчество ученого были связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства, государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем, с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» в форме Священного Писания - Корана, и, услышавший их мекканский купец Мухаммед, первый Проповедник Корана, возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы. Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллаh дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» ученый попытался укрепить в душах всех правоверных. Ибн-Хальдун, выдвинул для этого концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем, подчеркивал он, последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений. Таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле. Переход к цивилизации и, соответственно к избыточному производству материальных благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство. И со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство, не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность. Прежде всего, размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы: с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе, свидетельствуя одновременно о процветании города. Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ; расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.
Основной труд Ибн‑Хальдуна, составивший ему славу - «Большая история», или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» (в другом варианте перевода названия – «Книга назиданий»). Введение к «Большой истории» – Пролегомены, или «Мукаддима», считается энциклопедическим произведением, в котором дана обобщающая характеристика арабского средневекового общества, истории государств, развития науки, культуры и права. Пятый раздел «Большой истории» Ибн-Хальдуна посвящен вопросам собственности.
Ученый отдавал известную дань религиозным воззрениям, но его учение в целом носит светский характер. Он не признавал догматические подходы к определению правовых явлений, считая, что приверженность мнению или школе «образует пелену на очах проницательности, препятствующую поискам истины». Между тем, самое главное в этом вопросе, как говорил ученый, - отделить правду ото лжи, для чего необходимо знать причины и обстоятельства, обуславливающие рассматриваемое явление.
К собственности Ибн-Хальдун подходил на основе научных знаний. Он считал, что это право коренится в самой природе человека, поскольку людям свойственно постоянное стремление к приобретению имущества. Способность иметь право собственности заложена в человека изначально (при создании людей Богом), а осуществление его есть удостоверение естественных потребностей. Этапы развития общества, а также различия в обычаях и учреждениях народов Ибн-Хальдун связывал с состоянием отношений собственности. В своих Пролегоменах он пишет: «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию». Человек не может существовать один, поскольку он, во-первых, существо политическое и нуждается в объединении, а, во-вторых, не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности. Эти факторы заставляют людей объединять усилия, в результате чего производимой продукции оказывается в избытке. Так появляется частная собственность (мульк), с которой Ибн-Хальдун связывал появление государства. Утверждение частной собственности, по его мнению, есть необходимый этап в развитии цивилизации. В четвертом разделе «Большой истории» в главе под названием «О том, что различия между странами и городами по количеству потребляемого их жителями и оживленности рынков зависит от различия в освоении мира людьми» Ибн-Хальдун дает экономическую характеристику праву собственности. По его мнению, основанием приобретения права на любое имущество является труд. Труд при непосредственном производстве продукции и плодов влечет обращение вещи в собственность того, кто ее создал - прямой результат труда. При возникновении права собственности из сделки подоплекой его также является труд, поскольку «без него накопленное имущество не возникает и нельзя будет им воспользоваться». Таким образом, сделка является производным основанием возникновения права.
Ибн-Хальдун предупреждал, что при дальнейшем «освоении мира» увеличиваются запросы государства, и тогда умножаются доли налогов на имущество подданных. Он считал справедливым установление закята, добровольного пожертвования имущества, и хараджа - сбора с частновладельческих земель, если он взимается в разумных размерах, границу которых нельзя преступать. Государство, которое не уважает права своих граждан, постигнет гибель. Оно утонет в роскоши и расточительстве и в конце концов исчезнет «подобно огню в светильнике, когда кончается масло и гаснет светильник». Насильственное изъятие собственности возможно только согласно принятому закону, который должен быть выражением справедливости. «Несправедливость заключается в изъятии имущества или собственности (мульк) из рук собственника без всякой причины или компенсации», считал Ибн-Хальдун. Люди в отношениях между собой также должны исходить из уважения к праву собственника, «…ибо всякий, кто присвоил себе собственность кого-либо, или силой отнял плоды его труда, или потребовал незаконно от него что-либо, или навязал ему нечто, о чем не говорится в законе, тот нанес тому человеку несправедливость».
Воззрения Ибн-Хальдуна на право собственности можно свести к основной мысли: ученый считал это право естественным и неотъемлемым, присущим каждому человеку. В отличие от большинства мусульманских мыслителей, Ибн-Хальдун отводил собственности ключевое место в общественных отношениях. Именно развитие собственности, по его мнению, толкает вперед цивилизацию и обуславливает появление качественно новых форм человеческого общества.
Но Ибн Халдун был скорее исключением: большинство авторов, писавших на экономические темы, были из среды мусульманских богословов и правоведов (факихов). В условиях зачастую полного пренебрежения нормами шариата со стороны правителей. мусульманские ученые описывали в своих трудах некую идеальную модель, которую и не надеялись увидеть примененной на практике - по крайней мере, при жизни.



(Продолжение следует)