Коран как трактат политэкономии
(продолжение)
Анализируя работы, посвященные исламской экономике, можно выделить по меньшей мере три группы мусульманских исследователей в зависимости от их взглядов па проблему создания соответствующей исламу хозяйственной системы. Согласно мнению Беккина Р.И определим их следующим образом:
Представители первой группы ("консерваторы") считают, что в Коране и Сунне исчерпывающим образом сформулированы основные экономические положения и потому нет особой необходимости разрабатывать специальную дисциплину, именуемую исламской экономикой. Как выразился в свое время известный марокканский богослов и политический деятель Алляль Аль-Фаси: "Коран - это лучшая конституция, лучший трактат политэкономии. Он может с успехом заменить для современных мусульман "Декларацию прав человека" и "Капитал". По мнению представителей первой группы, совершенно ни к чему создавать какие-то специальные структуры - исламские аналоги современных финансовых институтов.
Представители первой группы ("консерваторы") считают, что в Коране и Сунне исчерпывающим образом сформулированы основные экономические положения и потому нет особой необходимости разрабатывать специальную дисциплину, именуемую исламской экономикой. Как выразился в свое время известный марокканский богослов и политический деятель Алляль Аль-Фаси: "Коран - это лучшая конституция, лучший трактат политэкономии. Он может с успехом заменить для современных мусульман "Декларацию прав человека" и "Капитал". По мнению представителей первой группы, совершенно ни к чему создавать какие-то специальные структуры - исламские аналоги современных финансовых институтов.
Вторую группу составляют преимущественно богословы и правоведы-традиционалисты. Для них исламская экономика - лишь одна из исламских наук, наряду с наукой рецитации Корана, фикхом (мусульманским правом) и другими. Соответственно, усилия исследователя, занимающегося экономическими проблемами, не должны выходить за рамки мусульманских богословско-правовых дисциплин. Исламская экономика должна развиваться в интересах мусульманской общины, а не всего человечества в целом, то есть за ней прямо или косвенно отрицается универсальный характер.
Ученые, которых можно отнести к третьей группе, считают, что исламская экономика - одно из направлений мировой экономической мысли. В рамках данной группы можно выделить как тех, кто рассматривает исламскую экономику в качестве альтернативы капиталистической экономике, так и тех, кто придерживается более умеренных взглядов и изучает ее в контексте западной (буржуазной) экономической науки.
В последние годы в научных работах российских экономистов нередко встречается словосочетание "исламская экономика". Однако, авторы, пишущие или упоминающие о ней, в большинстве случаев избегают давать какие-либо определения указанному понятию. Поэтому в данной статье мы сконцентрируемся преимущественно на проблеме определения природы исламской экономики.
Впервые термин появился в книге мусульманского ученого из Индии С. М. А. Гилани "Исламская экономика". Автор писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Однако лишь через пятнадцать лет после издания "Исламской экономики" в мире начали возникать первые исламские финансовые институты - банки. Сам же термин "исламская экономика" утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х годов. В настоящем исследовании нас будут интересовать воззрения экономистов третьей группы, поскольку именно они и составляют идеологическую основу того, что именуется исламской экономикой (с акцентом на слове "экономика").
С тех пор в мусульманской экономической литературе так и не было предложено единого общепринятого и внятного определения понятия "исламская экономика". Определения, сформулированные мусульманскими экономистами, зачастую грешат однобокостью и не дают ясного представления о том, чем исламский вариант отличается от капиталистической или социалистической моделей.
В частности, по мнению известного саудовского экономиста Умара Чапры, исламская экономика представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с вероучением, не нарушая индивидуальных свобод и не создавая продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что исламская экономическая мысль, ни в коей мере, не отставала от общих тенденций развития, а, зачастую, и значительно опережала некоторые западные экономические школы. Исламская экономическая мысль, олицетворением которой являлся средневековый ученый Ибн-Хальдун заслуживает внимания, и представления в научных экономических трудах.
Принимая во внимание, что предметом изучения теории все же является экономика, в контексте данного учебно-методического пособия целесообразно обратиться к терминологии, предложенной Е. Ф. Борисовым в учебнике «Основы экономики»: «Под экономикой подразумевается хозяйственная деятельность человека, семьи, предприятия, страны в целом. Ее прямое назначение - обеспечивать людей жизненно необходимыми благами. Под благом понимается вещь или услуга (полезный вид труда) которая удовлетворяет какие-то потребности человека. Потребности - это нужда или недостаток в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы, семьи, предприятия и общества в целом. Они служат внутренними побудителями человеческой активности».
Историческая наука установила, что на ранней стадии своего развития человечество добывало средства существования путем собирательства готовых естественных продуктов (дары природы). Для занятия охотой и рыболовством изготавливались простейшие орудия - необработанные и обработанные камни, палки, кости убитых животных. Собирательство природных плодов привело к двум великим открытиям, которые вызвали аграрную, сельскохозяйственную революцию. Первое из них - земледелие, которое вначале велось в виде упрощенной в виде примитивной, упрощенной обработке почвы и посевов зерна. Вторым нововведением стало животноводство - приручение диких животных и разведение их как домашнего скота. Аграрная революция с самого начала опиралась на достижения неолитической революции. В эпоху неолита появились нужные для хозяйственной деятельности кремниевые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металлических технических средств, были изобретены плуг и колесо. Так, примерно десять тысяч лет назад появилась постоянно производящая экономика. Благодаря этому, люди стали в определенной степени независимыми от наличия готовых продуктов природы, появились излишки, которые способствовали развитию торговли, обмена, накопления и стимулировали развитие общества. Принимая во внимание вышеизложенное, ясно, что сейчас экономика - область человеческой деятельности, которая способна быстрее и лучше удовлетворить потребности людей.
Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно блага, виды и типы которых мы рассмотрели на предыдущей лекции, участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворительными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям:
Во-первых, оно создает конкретные блага, и тем самым способствует удовлетворению человеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже используемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот его прямая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых потребностей: страховка, стоянка или гараж, топливо, запчасти и др.
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно иные потребности. Скажем, появление сотовых телефонов и различных новинок вызывает желание их приобрести.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, и тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек, вполне довольствовался куском мяса, поджаренным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности. Трудно представить себе, предположим, руководителя и работников предприятия, которые не знают вообще, чьи конкретные запросы они удовлетворяют. Напротив, каждое хозяйство планирует, заранее намечает свое производство полезных благ с учетом выявленных потребностей людей.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как производятся новые блага, соответствующие таким целям. В силу этого, экономические потребности часто обгоняют производство. Характерно, например, что работники швейных фабрик стремятся заранее узнать, какие новинки одежды разработаны в домах моды.
В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляются в том, что они вызывают поступательное движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени к более высокой.
Итак, рассмотрев потребности, можно определить их место в кругообороте благ: потребности-производство-распределение-обмен- потребление-потребности.
Таким образом, роль потребностей в движении материальных благ зависит от соотношения между производством, с одной стороны, и потребностями, потреблением - с другой.
Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности. Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.
По словам В. Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности, и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее «лицо», эффективность функционирования.
Надо иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В ней действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. Доли крупного собственника материальных условий производства и хорошо работающего человека всегда будут выше по сравнению с нерадивым или неумелым работником, а также владельцем меньшего капитала.
Для большего понимания исламской экономической модели, необходимо отметить, что религиозный фактор затрагивает все сферы кругооборота благ (богатства).
(Продолжение следует)
Ученые, которых можно отнести к третьей группе, считают, что исламская экономика - одно из направлений мировой экономической мысли. В рамках данной группы можно выделить как тех, кто рассматривает исламскую экономику в качестве альтернативы капиталистической экономике, так и тех, кто придерживается более умеренных взглядов и изучает ее в контексте западной (буржуазной) экономической науки.
В последние годы в научных работах российских экономистов нередко встречается словосочетание "исламская экономика". Однако, авторы, пишущие или упоминающие о ней, в большинстве случаев избегают давать какие-либо определения указанному понятию. Поэтому в данной статье мы сконцентрируемся преимущественно на проблеме определения природы исламской экономики.
Впервые термин появился в книге мусульманского ученого из Индии С. М. А. Гилани "Исламская экономика". Автор писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Однако лишь через пятнадцать лет после издания "Исламской экономики" в мире начали возникать первые исламские финансовые институты - банки. Сам же термин "исламская экономика" утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х годов. В настоящем исследовании нас будут интересовать воззрения экономистов третьей группы, поскольку именно они и составляют идеологическую основу того, что именуется исламской экономикой (с акцентом на слове "экономика").
С тех пор в мусульманской экономической литературе так и не было предложено единого общепринятого и внятного определения понятия "исламская экономика". Определения, сформулированные мусульманскими экономистами, зачастую грешат однобокостью и не дают ясного представления о том, чем исламский вариант отличается от капиталистической или социалистической моделей.
В частности, по мнению известного саудовского экономиста Умара Чапры, исламская экономика представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с вероучением, не нарушая индивидуальных свобод и не создавая продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что исламская экономическая мысль, ни в коей мере, не отставала от общих тенденций развития, а, зачастую, и значительно опережала некоторые западные экономические школы. Исламская экономическая мысль, олицетворением которой являлся средневековый ученый Ибн-Хальдун заслуживает внимания, и представления в научных экономических трудах.
Принимая во внимание, что предметом изучения теории все же является экономика, в контексте данного учебно-методического пособия целесообразно обратиться к терминологии, предложенной Е. Ф. Борисовым в учебнике «Основы экономики»: «Под экономикой подразумевается хозяйственная деятельность человека, семьи, предприятия, страны в целом. Ее прямое назначение - обеспечивать людей жизненно необходимыми благами. Под благом понимается вещь или услуга (полезный вид труда) которая удовлетворяет какие-то потребности человека. Потребности - это нужда или недостаток в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы, семьи, предприятия и общества в целом. Они служат внутренними побудителями человеческой активности».
Историческая наука установила, что на ранней стадии своего развития человечество добывало средства существования путем собирательства готовых естественных продуктов (дары природы). Для занятия охотой и рыболовством изготавливались простейшие орудия - необработанные и обработанные камни, палки, кости убитых животных. Собирательство природных плодов привело к двум великим открытиям, которые вызвали аграрную, сельскохозяйственную революцию. Первое из них - земледелие, которое вначале велось в виде упрощенной в виде примитивной, упрощенной обработке почвы и посевов зерна. Вторым нововведением стало животноводство - приручение диких животных и разведение их как домашнего скота. Аграрная революция с самого начала опиралась на достижения неолитической революции. В эпоху неолита появились нужные для хозяйственной деятельности кремниевые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металлических технических средств, были изобретены плуг и колесо. Так, примерно десять тысяч лет назад появилась постоянно производящая экономика. Благодаря этому, люди стали в определенной степени независимыми от наличия готовых продуктов природы, появились излишки, которые способствовали развитию торговли, обмена, накопления и стимулировали развитие общества. Принимая во внимание вышеизложенное, ясно, что сейчас экономика - область человеческой деятельности, которая способна быстрее и лучше удовлетворить потребности людей.
Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно блага, виды и типы которых мы рассмотрели на предыдущей лекции, участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворительными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям:
Во-первых, оно создает конкретные блага, и тем самым способствует удовлетворению человеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже используемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот его прямая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых потребностей: страховка, стоянка или гараж, топливо, запчасти и др.
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно иные потребности. Скажем, появление сотовых телефонов и различных новинок вызывает желание их приобрести.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, и тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек, вполне довольствовался куском мяса, поджаренным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности. Трудно представить себе, предположим, руководителя и работников предприятия, которые не знают вообще, чьи конкретные запросы они удовлетворяют. Напротив, каждое хозяйство планирует, заранее намечает свое производство полезных благ с учетом выявленных потребностей людей.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как производятся новые блага, соответствующие таким целям. В силу этого, экономические потребности часто обгоняют производство. Характерно, например, что работники швейных фабрик стремятся заранее узнать, какие новинки одежды разработаны в домах моды.
В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляются в том, что они вызывают поступательное движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени к более высокой.
Итак, рассмотрев потребности, можно определить их место в кругообороте благ: потребности-производство-распределение-обмен- потребление-потребности.
Таким образом, роль потребностей в движении материальных благ зависит от соотношения между производством, с одной стороны, и потребностями, потреблением - с другой.
Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности. Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.
По словам В. Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности, и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее «лицо», эффективность функционирования.
Надо иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В ней действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. Доли крупного собственника материальных условий производства и хорошо работающего человека всегда будут выше по сравнению с нерадивым или неумелым работником, а также владельцем меньшего капитала.
Для большего понимания исламской экономической модели, необходимо отметить, что религиозный фактор затрагивает все сферы кругооборота благ (богатства).
(Продолжение следует)