Когда этика ремесла не дружит с его эстетикой
Вначале было чувство досады. Чуть позже все сменилось горечью от осознания факта, что башкирская журналистика в очередной раз посягнула на святое в нашем ремесле: никогда не выяснять отношения между коллегами прилюдно. Даже если к этому подталкивают, как говорят юристы, «обстоятельства непреодолимой силы». В данном случае, воля хозяина СМИ или перст руки, напрямую кормящей людей пишущих, говорящих снимающих…
О сути инцидента. Главный телеканал республики обрушился со всей своей электронной мощью на негосударственное СМИ, посмевшее затронуть в одной из своих публикаций (весьма, кстати, добротном журналистском расследовании) сомнительную, на его взгляд, схему распределения бюджетных денег башкирским министерством через коммерческую структуру. Обычная история, вроде как. Но вся беда в том, что в Башкортостане по осени ожидаются выборы главы региона, и потому весь возможный негатив в сторону госчиновников невольно проецируется на конкретный персонаж – на действующего руководителя республики. Об этом прямо говорит один из спикеров телесюжета в лице малоизвестного широкой публике политолога. Возможно, что именно по этой причине башкирскому госканалу была дана команда «фас» из местного Белого дома на строптивое сетевое издание.
В республике и в прежние годы частенько нарушалось неписаное журналистское табу о корпоративной этике: о коллегах либо хорошо, либо ничего! Меня лично до сих пор гложет осознание и своей вины, когда моя команда Уфа-ТВ не совсем корректно прошлась по «Радио-Титан» в предвыборный период Муртазы Губайдулловича. Тогда все башкирские СМИ, в числе которых было даже Гостелерадио республики, выжидательно затаились в опаске – слишком силен был в отношении действовавшего тогда президента Рахимова публичный прессинг со стороны оппозиции и его карманных СМИ. Лишь небольшая команда Уфа-ТВ из полутора десятков телевизионщиков стала отчаянным информационным спецназом президента. И когда мой приятель Альтаф Галеев, учредитель «Радио-Титана», в прямом эфире начал истерично призывать уфимцев выходить на железнодорожные пути и блокировать идущие через Уфу поезда, мы для дезавуирования провокационности его заявления позволили небольшой юмористический телесюжет о ситуации вокруг офиса радио, окруженного, якобы, штурмующим ОМОНом. Репортер, выехав на место, увидел во дворе лишь любопытствующих старушек, лузгающих семечки на завалинке. Что мы и показали, не высказывая при этом своего личного отношения к разбушевавшимся коллегам. Но, тем не менее, чувство вины перед Альтафом не проходит по сей день…
Именно тогда я и решил для себя: никогда не использовать свои информационные возможности против коллег. Мы лишь солдаты, разделенные баррикадами, но не враги друг другу. Как говорил Сталин: гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается. Все пройдет сегодняшнее, будут у нас в недалеком будущем свои Балы прессы, всякие медиайыйны. Где встретимся с коллегами однажды и будем улыбаться друг другу через сдвинутые бокалы…
С греческого слово «эстетика» переводится как чувственность, элемент восприятия окружающего мира. Журналистская же этика, как мне кажется, строится и на этих посылах. Мы, профессионалы, призваны помогать людям понять картину происходящих событий во всем их многообразии. Я, отнюдь, не ханжа и не ментор. Но как журналист с более, чем сорокалетней карьерой не смогу, наверное, принять для себя факт, когда этика нашего ремесла входит в противоречие с его эстетикой. Возможно, это - мой недостаток. Но меня, увы, уже не исправить…
Азамат САИТОВ, шеф-редактор уфимского представительства «Росисламинформа»