Как назначают … парламенты
- То ли годы по мере прожитых лет бегут быстрее, то ли девальвируется с возрастом смысловое содержание привычных понятий. Хотя, наверное, правильнее будет второе: сегодня мы не те, что были вчера, завтра чуть иначе станем воспринимать уже нынешние эмоции. К примеру, через определенный прищур скепсиса. Время такое…
Какие-то три десятка лет, когда рушились устои СССР, и мы с энтузиазмом строили новую Россию. Все было тогда для нас внове. Помнится, и на стихийные митинги выходили без опаски, что окажемся после этого в «черном воронке», с упоением подхватывали лозунги, кричалки бесчисленных ораторов. И предвыборные программы будущих депутатов взахлеб изучали на семейных посиделках, с азартом наблюдали за теледебатами кандидатов. Парламентариев позже с полным правом называли народными избранниками, а те на деле чувствовали у себя за спиной поддержку людей. Кстати, нас тогда не обзывали, как сегодня, безликим электоратом…
На днях новый состав башкирского парламента - Госсобрания-Курултая РБ - сообщил через местные СМИ об увеличении числа комитетов с восьми до девяти. А, значит, возрастет количество счастливчиков-депутатов, которые за так называемое законотворчество будут получать ощутимую зарплату. Самое печальное, что электорат это молча проглотил – парламент и народ в республике уже давно живут в разных измерениях. Они – это они, мы – это мы.
Что самое печальное при этом, депутатов в Башкортостане уже давно не принято звать гордым именем «народный избранник». Даже человеку далекому от политологических изысков, хорошо известно: в республике парламент не выбирают, а назначают. Для того в свое время единороссы придумали обязательное внутрипартийное действо – праймериз, на котором намечают имена тех, кто с большой долей вероятности будет включен в заветный кандидатский список от регионального отделения партии власти со строгим ранжированием в нем по степени лояльности к политике, проводимой республиканским руководством. При этом от будущих кандидатов требуется не только партийный огонь во взоре, но и обязательный, по непроверенным сведениям, взнос со множеством нулей на некий спецсчет. Доброхоты-информаторы поделились со мной накануне нынешней избирательной кампании реквизитами автономной некоммерческой организации «Развитие социальных инициатив», открытой некой ИП-шницей аж в нижегородском филиале «Альфа-Банка». Назвали и имя куратора из администрации главы РБ, который определял сумму перечисления… Впрочем, эта мутная схемка в Башкортостане работает уже не первую предвыборную кампанию. Достаточно вспомнить громкую свару между несостоявшимся кандидатом Арсеном Нуриджановым и замглавой администрации прежнего главы РБ Аббасом Галлямовым*, признанного ныне иноагентом. То ли деньги Арсен не так передал, то ли не всю сумму…
Предвижу резонный вопрос: а что же вы, любезный, как журналист, не предали гласности вскрывшиеся факты о поборах с будущих кандидатов? А зачем? Башкирский предвыборный механизм «отлажен» у нас до совершенства: о гласности в республике забыли давно, все СМИ под каблуком. Да и счет тот, как и сама НКО «Развитие социальных инициатив» уже, наверняка, прикрыты после выборов. Конечно, какой-нибудь настырный следак по банковским проводкам сможет обнаружить перечисления со множеством нулей и уже известными фамилиями плательщиков - свеженазначенных депутатов башкирского парламента. И что? Последние-то уже сидит в уютных креслах законодателей. При этом не забывайте, что осенние выборы в республике – генеральная репетиция главного весеннего события в стране и далее местечкового сентябрьского: наверх, скорее всего, уже доложено: мол, все в регионе под контролем, любые возможные шероховатости отработаны.
Вот и имеем мы то, что имеем. Назначенный и весьма управляемый башкирский парламент, где под корень искоренено всякое инакомыслие при монолитном большинстве. А то, что народец там собрался послушный, за весьма редким исключением – не страшно. Главное, в Багдаде все спокойно!
Оговорюсь: мое отношение к местным депутатам Госсобрания-Курултая – не мнение брюзжащего обывателя. Я все ж имел прямое отношение к выборам башкирских посланцев в первый состав российского парламента, освещал на федеральном телеканале потом в прямых включениях из Кремлевского Дворца съездов работу Верховного Совета РСФСР. Позже помогал стать народными избранниками, что называется «с нуля», тому же Муртазе Рахимову, Эрнсту Мулдашеву, Константину Толкачеву… И за них мне не было стыдно: на первых порах они на деле назывались народными избранниками, а мы – избирателями. А сегодня с меня – сверхмалой частицы безмолвного башкирского электората - какой спрос?
Но и смолчать не смог, уж не обессудьте.
Азамат САИТОВ,
шеф-редактор уфимского представительства «РОСИСЛАМИНФОРМА» *Аббас Галлямов признан иностранным агентом Минюстом России