Мнение богослова: Можно ли верующему заниматься торговлей?

Мнение богослова: Можно ли верующему заниматься торговлей?

Можно ли верующему заниматься торговлей?

Ни для кого не секрет, что торговля занимает в жизни человека особое место. А так, как основной целью ислама является благоустройство, улучшение жизни человека в обоих мирах, то и для торговли установлены определенные правила и нормы.
Приобретение благ дозволенным путем – хорошее деяние, за которое человек получает большое вознаграждение. Великий ученый-богослов и имам аль-Газали, разъясняя достоинство зарабатывания на жизнь в своем известном произведении «Ихья ‘улюм ад-дин» (Воскрешение религиозных наук), пишет: «Что касается слов Всевышнего в Коране «И сделали Мы день временем добывания средств для жизни» (Сура «Ан-Набаъ», аят 11), то Он напоминает это как о большой милости. А в благородном хадисе Пророка Мухаммада сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина (и каждой мусульманки)» (Ибн Маджа, Ахмад, Байхаки). Верующий, занимающийся тем или иным видом деятельности, должен получить знания о шариатских нормах и правилах, касающихся данного дела, «дабы правильно вести себя во взаимоотношениях с людьми и не впасть в грех». Имам аль-Газали пишет: «Заботы, связанные с добыванием средств для жизни, к примеру, торговля, не должны отвлекать человека от стремления к миру вечному, иначе его жизнь будет потрачена зря, а все его сделки окажутся убыточными, ведь ту прибыль, которой он лишится в мире вечном, не восполнить тем, что он может приобрести в мире дольнем. Разумный человек должен жалеть самого себя, а для этого ему необходимо беречь свой основной капитал. Этим капиталом является его религия и его торговля в сфере религии».
Намерение человека, занимающегося торговлей или другой работой для улучшения материального состояния своей семьи, должно быть благим, чистым. Однажды, когда Посланник Аллаха сидел со сподвижниками, они увидели крепкого молодого парня, спозаранку спешащего на работу, и сказали: «Горе ему! Лучше бы он потратил свою молодость и силу ради Аллаха!» Пророк сказал: «Не говорите так! Если этот юноша старается заработать себе материальный достаток для того, чтобы не просить у людей и не быть от них зависимым, то он на пути Аллаха. Если он желает обеспечить престарелых родителей или прокормить своих малолетних детей, то он также на пути Аллаха. Если же он стремится обрести богатства для того, чтобы хвастаться их многочисленностью, то он – на пути сатаны».
Следовательно, торговля, как об этом пишут и ученые-богословы, ведется или для того, чтобы с ее помощью обеспечить необходимый достаток, либо ради богатства, чтобы получить сверх необходимого. Если к торговле человек прибегает для получения достатка сверх необходимого с целью преумножить и копить богатство, а не тратить их на богоугодные дела и на пожертвования, то такая торговля порицаема, потому что это – влечение к мирскому, любовь к которому – основа всех грехов. Если при этом он ведет себя несправедливо и прибегает к обману, то тогда вся эта деятельность превращается в произвол (зульм) и грех. Если же человек с помощью торговли обеспечивает себя и своих детей необходимым, то тогда он ведет торговлю ради того, чтобы не нуждаться в обращении к людям.

Кайрат НУРГАЛИЕВ,

преподаватель Российского исламского университета