Кому выгоден раскол российской уммы?

Кому выгоден раскол российской уммы?

В одном из крупнейших российских республик со значительным числом мусульманского населения – Башкортостане – назревает, похоже, скандал внутри местной уммы. Как сообщило на днях радио «Эхо Москвы в Уфе», девять имамов-хатыбов, возглавляющих мечети в Абзелиловском районе, обвинили главу регионального духовного управления мусульман (ДУМ РБ) Айнура Биргалина и «его команду» в распространении среди верующих идей ваххабизма – радикального, как известно, течения ислама. Они направили даже обращение Президенту России Владимиру Путину.
Авторы обращения утверждают, что после смены в 2019 году руководства ДУМ РБ некие религиозные организации начали «активную пропаганду идеологии ваххабизма», стали вести «информационную войну против имамов традиционного ислама», стремясь увеличить число своих последователей. Муфтий Айнур Биргалин, по мнению имамов, ведет «открытую политику на ваххабизацию населения, мечетей, мусульманских общин республики». Как отмечают авторы обращения, несогласие с политикой муфтия стало причиной их выхода из состава регионального ДУМ и перехода в ЦДУМ России.
Председатель же управления Биргалин, в свою очередь, заявил другому местному изданию - "Ъ-Уфа", что считает обвинения «безосновательными». По его словам, он и его сподвижники не имеют никакого отношения к ваххабизму. «Устав ДУМ РБ закрепляет, что мы обязаны следовать традиционному исламу, который мы и проповедуем. Мы за мир и спокойствие, и будем всегда чтить традиции ислама без всякого инакомыслия и идеологии посторонних религиозных и политических деятелей», - сказал он. Также муфтий отметил, что намерен добиться правовой оценки обращения имамов на предмет нанесения ущерба его репутации.
По мнению известного исламоведа Раиса Сулейманова из Казани, попытки организационного раскола российской уммы предпринимаются и в ряде других российских регионов. В целом, проблему проникновения в Россию нетрадиционных религиозных течений зарубежного происхождения, он рассматривает в качестве «мягкой силы» иностранных государств. Об этом он заявил на прошедших в начале этого месяца в Йошкар-Оле Вторых Хафизитдиновских чтениях «Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы». По мнению религиоведа, который на этой научно-практической конференции презентовал свою книгу «Зарубежное влияние на мусульман Республики Марий Эл в постсоветский период: исламские течения и группы» - первое, кстати, исследование на эту малоизученную тему - существуют различные формы влияния на российских мусульман из ряда стран арабского Востока, Пакистана и Турции. Не обошел Сулейманов вниманием и проблему переманивания со стороны московского ДУМ РФ под свою вотчину региональных общин, традиционно входящих в юрисдикцию ЦДУМ России. К сожалению, добавил он тогда, подобная ситуация наблюдается и в Республике Марий Эл. Духовное управление мусульман РФ, заметил далее Раис Сулйманов, во главе с председателем Совета муфтиев Равилем Гайнутдином, подобно мародерам, осуществляет организационный раскол в единой доселе мусульманской умме одного из самых спокойных регионов Приволжского федерального округа. По словам докладчика, это может привести к внутрирелигиозным конфликтам, а, в случае появления альтернативного духовного управления мусульман в Марий Эл, и к легализации в регионе ваххабитских, иных зарубежных течений.
Мы попросили нашего казанского шеф-редактора «Росисламинформа» Раиса СУЛЕЙМАНОВА поделиться своими впечатлениями от прошедших Вторых Хафизитдиновских чтений:
- Эту научно-практическую конференцию организовало региональное духовное управление мусульман Республики Марий Эл, входящее в состав ЦДУМ России. В ее работе приняло участие около ста представителей из числа государственных служащих, мусульманского духовенства, ученых, экспертов, татарской интеллигенции, студентов местных вузов, представителей национальных диаспор и общественности Марий Эл, Татарстана, Самарской и Астраханской областей.
Сама конференция была посвящена памяти выдающегося богослова и просветителя Хафизитдина ибн-Насретдина аль-Бэрэнгэви (1827-1917). С приветственным словом к участникам обратился по видеосвязи Верховный муфтий, председатель ЦДУМ России, шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин. Духовный лидер российских мусульман отметил важность проведения этих чтений, поскольку знакомство с жизнью, просветительской деятельностью и наследием Хафизитдина ибн-Насретдина аль-Бэрэнгэви является данью уважения к этой выдающейся исторической фигуре. Помимо этого, Талгат-хазрат в своей речи коснулся и актуальных проблем, которые стоят перед мусульманской уммой не только Республики Марий Эл, но и всей страны: вызовы глобализма, необходимость сохранения традиционных ценностей, противодействие попыткам организационного разобщения мусульман на общефедеральном и региональном уровнях, распространения нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений ислама радикального толка, пришедших в страну из зарубежных стран, сохранение богатого опыта межнационального и межконфессионального согласия на основе взаимоуважения и добрососедства.
На сегодняшний день в Марий Эл проживают представители свыше девяносто национальностей, в регионе зарегистрированы более ста пятидесяти религиозных организаций, из которых 113 православных, 21 - мусульманские и 13 относятся к традиционной марийской религии.
Муфтий Самарской области Талип Яруллин в своем выступлении на чтениях поведал собравшимся, что сегодня в региональное ДУМ Самарской области входит 93 мусульманские общины, функционирует татарская школа «Якташлар». В регионе мирно проживают представители разных мусульманских народов, которые вносят свой вклад в укрепление исламской уммы. Несмотря на такие позитивные явления, отметил Талип-хазрат, ему тоже приходиться у себя в области сталкиваться с проблемой вовлечения неокрепшей молодежи в разного рода группы, где появляется свой лидер, который начинает пропагандировать собственное толкование ислама.
В другом регионе Приволжского региона – Астраханской области - проживает сто сорок национальностей, а в местный ДУМ входят семь с половиной десятков мусульманских общин. В своем приветственном слове муфтий ДУМ Рауф Джантасов привел следующую притчу: «Если хочешь удовольствия на один день, то вкусно поешь: ты будешь сытым, тебе будет хорошо. Но на следующий день все это уже улетучится. Если хочешь удовольствия на неделю, то отправляйся в путешествие - однако уже через неделю ты будешь тосковать по дому, и удовольствие от новых впечатлений пропадет. Если хочешь удовольствия ненадолго, то женись, и медовый месяц будет твоим удовольствием. Но через месяц наступает обыденная повседневная жизнь, полная хлопот и житейских забот. А вот если ты хочешь удовольствия на всю жизнь, то приведи в порядок свою религию, и ты получишь сладость молитвы. И сила, которая дает тебе вера, укрепит твое счастье до конца жизни! Приведи в порядок свою религию, отношения между человеком и Всевышним, отношения с самим собой и отношения со всеми людьми, которые окружают верующего человека!».
С основным же докладом на тему «Вклад Хафизитдина ибн-Насретдина аль-Бэрэнгэви в историю ислама в Марийском крае» выступил муфтий региона Фанус Салимгареев. Он напомнил участникам чтений, что за свою долгую жизнь Хафизитдин написал около трех десятков книг по разным отраслям знаний. Его перу принадлежат труды по богословию, фикху, логике, мусульманскому праву, хадисоведению, арабской грамматике, правилам совершения хаджа, суфизму, а также по экономике, математике, астрономии, геодезии, географии и даже по медицине. В конце выступления муфтий Марий Эл рассказал об инициативе увековечить память об ученом и просветителе, назвав в его честь новую мечеть, которую планируют построить в Йошкар-Оле, дать его имя одной из улиц в Параньге, а также начать переводить и издавать как труды самого Хафизитдина, так и книги о нем.
И еще одно любопытное выступление на прошедших чтениях. Старший научный сотрудник Марийского НИИ языка, литературы и искусства Гульнара Зеленеева в своем докладе поведала о религиозной самоидентификации местных татар на основе социологических исследований. По ее данным, большинство татар, проживающих в регионе, идентифицируют себя как мусульмане, старается соблюдать религиозные обряды жизненного цикла (имянаречение ребенка, никах, похороны, меджлисы на дому). При этом степень активной религиозности среди них составляет до 20 процентов из числа опрошенных, что весьма велико по сравнению с данными соцопросов других регионов Поволжья. Правда, социолог отметила, что каждый из опрошенных активную религиозность понимает по-разному: кто-то держит пост (Уразу), но при этом не соблюдает ежедневный пятикратный намаз и считает это проявлением активной религиозности, а кто-то только читает пятничный намаз в мечети, но при этом не молится ежедневно пять раз.
По итогам конференции ее участники единогласно приняли резолюцию, в которой обозначили пагубность организационного раскола мусульманской уммы России, отметили важность сохранения и преумножения опыта мирного сосуществования мусульман с представителями других традиционных религий на основе межконфессионального согласия, а также выступили с необходимостью ежегодного проведения в Йошкар-Оле Хафизитдиновских чтений.
Раис СУЛЕЙМАНОВ,
специально для «Росисламинформа»